Школьная служба примирения
Школьная служба примирения
11.09.2025
Основная цель служб
школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и
безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей
и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая
вступление их в конфликт с законом.
Деятельность службы примирения основана на методах
восстановительного правосудия и строится на следующих принципах:
1. Принцип добровольности, предполагающий исключительно
добровольное участие в программе примирения конфликтующих сторон.
2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы
примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение
составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и
безопасности.
3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать
сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба
примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной
стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно
найти решение.
Достижение поставленной цели
обеспечивается путем решения следующих основных задач:
создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного
подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей
всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и
находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей,
детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших
общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
создание с использованием процедуры медиации и восстановительного
подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в
трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми
из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением,
детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест
лишения свободы;
внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение
досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт
с законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и
ограничения свободы;
интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и
систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных
организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и
каждого ребенка;
повышение эффективности социальной, психологической и юридической
помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска,
существующими органами и организациями по работе с детьми, доведение стандартов
их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям
современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;
повышение квалификации педагогических работников образовательных
организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной
педагогической практике;
обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов
детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий
для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;
развитие международного сотрудничества в области применения
медиации и восстановительного правосудия в образовательных организациях.
Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование
безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем
содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных
конфликтных ситуациях.
В основе деятельности служб школьной
медиации лежит:
разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов,
возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы
среди коллег и родителей;
предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их
эскалации;
обеспечение формирования и обучения "групп равных"
("группы равных" - это группы детей, которые объединены для обучения
процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих
знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди
сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта
среди сверстников, младших и старших школьников);
координация действий участников "групп равных" в их
работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди
младших и средних школьников;
обеспечение помощи при разрешении участниками "групп
равных" конфликтов между сверстниками, а также участие в роли ко-медиатора
при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;
использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике
безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения,
правонарушений несовершеннолетних;
использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и
семьями, находящимися в социально опасном положении;
использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию
культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий
для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и
стресса;
применение медиативного подхода, а также технологий позитивного
общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том
числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
использование медиативного подхода как основы для сохранения
межпоколенческой коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих
духовно-нравственных ценностей.
Ключевыми индикаторами уровня
сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и
социализации личности являются:
снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов
между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам
медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного
общения в "группах равных";
снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных
проявлений среди детей;
сокращение количества правонарушений, совершаемых
несовершеннолетними;
формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий
развития ребенка;
повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех
участников образовательно процесса.
При этом с помощью медиации и восстановительного подхода будет
создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и
обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе
детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с
законом.
Функционирование служб школьной медиации в
образовательной организации позволит:
сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые
вовлекаются дети, а также их остроту;
повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной
работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
сократить количество правонарушений, совершаемых
несовершеннолетними, в том числе повторных;
повысить квалификацию работников образовательной организации по
защите прав и интересов детей;
обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в
части защиты прав и интересов детей;
создать условия для участия общественности в решении актуальных
проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
оздоровить психологическую обстановку в образовательной
организации.
Нормативные документы
11.09.2025