МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МКОУ СО школа с. Кошуки
УТВЕРЖДЕНО
Директор Кузьмина
М.В.
Приказ № 179/1
от «29» августа 2025 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 934146)
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса
с. Кошуки, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения предмета и планируемые результаты освоения
Учебного предмета
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в
активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном,
компетентном гражданине общества, а также необходимостью
формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как
она занимает особое место в совокупности компетентностей личности,
обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного
мира культуры. Более того, познавательная составляющая имманентно
присутствует в остальных видах ключевых компетентностей. В тоже время
результаты многочисленных исследований учёных, методистов, педагоговпрактиков свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися
ключевыми образовательными компетентностями и в том числе важнейшей
из них – учебно-познавательной.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет
«Индивидуальный проект» представляет собой учебный проект или учебное
исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких
учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей
знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении
приобретенных знаний и способов действий при решении практических
задач, а также развитие способности проектирования и осуществления
целесообразной и результативной деятельности (познавательной,
конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект является логическим завершением школьной
проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к
взрослой, самостоятельной жизни человека. Индивидуальный проект
выполняется учащимися в течение одного года в рамках учебного времени,
специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в
виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и
общественной презентации обучающимися результатов исследования
индивидуального проекта, направленного на решение научной,
личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
—
реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы;
—
формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской
деятельности
для
достижения
практикоориентированных результатов образования;
—
повышение эффективности освоения обучающимися основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных
действий.
Общая характеристика курса.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах
исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем
содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом
программа предполагает практические задания
на
освоение
инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде
и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать
представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами
исследования и проектирования, в соответствии с существующими
культурными нормами. С помощью данного курса предполагается
адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из нескольких
модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей
структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким образом,
чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического
материала самостоятельно или под руководством взрослого. Другая часть
модулей специально предназначена для совместной работы в общем
коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных
замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на
собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу
деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за
другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою
идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим
заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания,
и успешно защитить свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования
при прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных
работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные карты»
старшеклассника или рабочих команд.
Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на
предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и
оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета,
следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и
научно-популярными изданиями в библиотечных фондах.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и
выполнения проекта или исследования, следует специально подготавливать
и сценировать. Для этого необходимо заранее продумывать,
происходить процесс коммуникации, а именно:
—
что
события;
будет
предметом
доклада
или
сообщения
как будет
участников
—
каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт
вопросы на понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные
варианты и т. д.;
—
какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей
дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах,
распределение ролей и подготовка шаблонов обсуждения или спонтанные
оценки сообщений;
—
кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий
(регулирующий) этот курс, или привлечённый специалист, владеющий
способностью выстраивать содержательное обсуждение, процессом
проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе
эксперта.
Для
старшеклассников,
занимающихся
проектами
и
исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в
которой их работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения.
Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или
исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение
обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и
проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения в
школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы
— студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных
структур, так или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ
старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо
предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной
стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные
подходы в рассуждениях ученика, а с другой — непременно обозначать
пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой
информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи не
опустились руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает
освоение ряда понятий, способов действия и организаторских навыков,
стоящих «над» предметными способами работы ученика. К ним относятся
постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и
использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование
события. Несмотря на то что программа называется «Индивидуальный
учебный проект», значительная
часть
занятий
предусматривает
групповую и коллективную работу. Основные идеи курса:
—
единство материального мира;
—
внутри- и межпредметная интеграция;
—
взаимосвязь науки и практики;
—
взаимосвязь человека и окружающей среды.
Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по
работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебноисследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научнопрактической конференции или круглого стола, где
заслушиваются
доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть
представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и
воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере
приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект),
направленную
на
формирование
личностных,
предметных
и
метапредметных результатов обучения.
Личностные
отражают:
результаты
освоения
программы
учебного
предмета
уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение
государственных символов;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных
проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально- экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета
отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
Предметные результаты освоения
«Индивидуальный проект» отражают:
программы
учебного
предмета
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
способность
к
инновационной,
интеллектуальной деятельности;
аналитической,
творческой,
сформированность
навыков
проектной
деятельности,
а
также
самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий
при
решении
различных
задач,
используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных
областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов;
сформированность понятий проект, проектирование
владение знанием этапов проектной деятельности;
владение методами поиска и анализа научной информации.
В результате освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект»
Обучающиеся научатся
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации
проектов в различных областях деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,
точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения
исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
Место учебного предмета в учебном плане
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного плана на
ступени среднего общего образования. Согласно годовому календарному
графику школы образовательный процесс в 10 классе осуществляется в
режиме 34 учебных недель. Общее количество часов по учебному предмету
за один год обучения - 34, количество часов в неделю - 1.
Формы и методы, периодичность и порядок текущей и промежуточной
диагностики планируемых результатов обучающихся
Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа, дискуссия,
практическая работа, работа с источниками, в частности с документами.
Наибольшее внимание будет уделено практическим заданиям по выработке
запланированных навыков
И умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет
являться защита индивидуальных проектов. Во время учебных занятий
могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и
групповой работы.
Методы организации
деятельности:
и
осуществления
учебно-познавательной
- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное
выступление учащегося с докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы
решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов,
презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих
упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов,
исследовательской деятельности);
- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
- проблемно-поисковые методы (проблемное
эвристический метод, исследовательский метод);
изложение
знаний,
- методы самостоятельной работы (методы управления собственными
учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с
дополнительной литературой, с учебником, с Интернет ресурсами, навыки
решения учебной проблемы: проверка гипотезы, проведение эксперимента,
выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её
защита).
Формами промежуточной аттестации учащихся
являются
участие
в
дискуссиях, круглых столах, тестирование, подготовка мультимедийной
презентации по отдельным проблемам.
Итоговая аттестация проводится в виде конференции.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах
проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже
реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в
области проектирования: проект; технологические, социальные,
экономические,
волонтёрские,
организационные,
смешанные
проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа
обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного
материала из открытых источников и содержания школьных
предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его
отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4*. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А.
Столыпина. Рассмотрение примера
масштабного проекта от
первоначальной идеи с системой аргументации до полной его
реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование.
Разбор
понятий:
проектно-конструкторская
деятельность,
конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить
социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в
сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды
волонтёрских
проектов:
социокультурные,
информационноконсультативные, экологические.
Раздел 1.8*. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение
социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и
реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9*. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей
IT-технологий для решения практических задач в разных сферах
деятельности человека.
Раздел 1.10*. Исследование как элемент проекта и как тип
деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в
исследовательской деятельности: исследование, цель, задача,
объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами
проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим
изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел
2.5.
Первичное
самоопределение.
актуальности темы для проекта/исследования.
Обоснование
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над
проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование
результатов проекта.
Раздел 3.4*. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и
анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с
понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел
4.1.
Планирование
действий.
Освоение
планирование,
прогнозирование,
спонсор,
благотворитель.
понятий:
инвестор,
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий:
кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнесангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый
рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность
использования вклада каждого участника. Особенности работы
команды над проектом, проектная команда, роли и функции в
проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение
понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта
(изделия), эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и
преодоления.
Раздел 5.3*.
замысла
Практическое
занятие
по
анализу
проектного
по
анализу
проектного
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4*.
замысла
Практическое
занятие
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5*. Практическое занятие по анализу региональных
проектов школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и
проектных и исследовательских работ (5 ч)
экспертная
оценка
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских
работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3*. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка
порта- тивного металлоискателя». Проектно-конструкторское
решение в рамках проекта и его экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная
оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
(5ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение
понятий: изобретение, технология, технологическая долина,
агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования.
Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос,
генеральная совокупность, выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы
проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по
бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для
продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3
ч)
Итоговая презентация, публичная защита
проектов/ исследований старшеклассников
индивидуальных
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Основное содержание
Кол- Виды
Формы Дата
во
деятельности контроля
часов
Модуль 1. Культура исследования и
проектирования
1. Что такое проект
и почему
реализация
проекта — это
сложно, но
интересно
Понятие
проекта. 1
Происхождение
понятия.
Цели
проектов.
Проекты,
оказавшие влияние на
жизнь большей части
человечества.
Отечественные
и
зарубежные
масштабные проекты.
10
Лекция,
дискуссия
Входящий
контроль
Лекция,
дискуссия
Чек-лист
№1
Непредсказуемые
последствия проектов
2. Выдвижение
проектной идеи
как
формирование
образа будущего
Конечный результат 1
проекта.
Логика
работы
проектировщика.
Отличие
проектирования
от
занятий искусством,
Текущий
контроль
математикой и других
профессиональных
занятий. Реальное и
воображаемое
в
проектировании
3. Техническое
проектирование
и
конструирование
как типы
деятельности
1
Понятие
«техносфера».
Искусственная среда.
Конструирование и
конструкции. Анализ
и синтез вариантов
конструкции.
Функция
конструкции. Личное
действие в проекте.
Отчуждаемый
продукт
Лекция,
дискуссия
4. Социальное
проектирование:
как сделать лучше
общество, в
котором мы
живём
Отличие проекта от 1
дела.
Социальное
проектирование.
Старт
социального
проекта. Отношения,
ценности и нормы в
социальном проекте.
Проек
тирование
ценности.
Проектирование
способов
деятельности.
Мероприятия проекта
Лекция,
дискуссия
5. Анализируем
Социальный проект
Лекция,
1
проекты
сверстников.
«Дети
Солнца»
одного
дискуссия
Проблема.
Цель
проекта.
Задачи
проекта.
План
реализации проекта.
Результаты проекта
6. Исследование как
элемент проекта
и как тип
деятельности
Цель
и
результат 1
исследования.
Исследования
фундаментальные
и
прикладные.
Монодисциплинарные
и
междисциплинарные
исследования.
Гипотеза
и
метод
исследования. Способ
и
методика
исследования
Лекция,
дискуссия
7. Проекты и
технологии:
выбираем сферы
деятельности
1
Приоритетные
направления
развития: транспорт,
связь,
новые
материалы, здоровое
питание,
агробиотехнологии,
Лекция,
дискуссия
«умные дома»
«умные города»
и
8. Создаём
элементы образа
будущего: что мы
хотим изменить
своим проектом
Позитивный
образ 1
будущего для себя и
для других. Понятие
качества жизни
Лекция,
дискуссия
9. Формируем
отношение к
проблемам:
препятствие или
побуждение к
действию?
Проблемы
практические,
научные,
мировоззренческие.
Проблемы
глобальные,
национальные,
региональные,
локальные.
Комплексные
проблемы
1
Лекция,
дискуссия
1
Варианты
самоопределения при
выборе
темы:
актуальность,
желание осуществить
изменения,
или исследования
стремление
обеспечить развитие,
получение
новых
знаний и др.
Лекция,
дискуссия
10. Первичное
самоопределение.
Обоснование
актуальности
темы для проекта
Модуль 3. Замысел проекта
4
11. Понятия
«проблема» и
«позиция» при
осуществлении
проектирования
1
Проблемная
ситуация.
Позиции
конструктора,
учёного, управленца,
финансиста
Лекция,
дискуссия
12. Формулирование
цели проекта
Цели и ценности 1
проекта.
Личное
отношение
к
ситуации.
Соотнесение
прогноза и идеала.
Постановка цели и
принятие
цели.
Заказчик проекта
Лекция,
дискуссия
13. Целеполагание и
постановка задач.
Прогнозирование
результатов
проекта
Перевод проблемы и 2
цели
в
задачи.
Соотношение
имеющихся
и
отсутствующих
знаний и ресурсов
Лекция,
дискуссия
14. Поиск
недостающей
информации, её
обработка и
анализ
1
Информационный
ресурс.
Объективность
информации.
Экспертное знание.
Совпадающие
и
различающиеся
позиции. Выявление
оснований
расхождения мнений
Лекция,
дискуссия
Чек-лист
№2
Текущий
контроль
Модуль 4. Условия реализации проекта
3
15. Планирование
действий — шаг
за шагом по пути
к реализации
проекта
1
Понятие
планирования.
Основная
функция
планирования.
Инструменты
планирования.
Контрольные
точки
планируемых работ
Лекция,
дискуссия
16. Источники
финансирования
проекта
Понятие
бюджета 1
проекта.
Собственные
средства.
Привлечённые
средства. Источники
финансирования.
Лекция,
дискуссия
Текущий
контроль
Лекция,
дискуссия
Текущий
контроль
Венчурные
фонды.
Кредитование
17. Модели управления Контрольная
точка. 1
проектами
Ленточная
диаграмма
(карта Ганта). Дорожная
карта
Модуль
проекта
5.
Трудности
реализации
18. Переход от
Жизненный
цикл 1
замысла к
проекта.
Жизненный
реализации проекта цикл
продукта.
Переосмысление
замысла. Несовпадение
4
Лекция,
дискуссия
замысла
реализации
и
его
19. Риски проекта
Возможные
риски 1
проекта.
Способы
предупреждения рисков
Лекция,
дискуссия
20. Практическое
занятие. Анализ
проектного
замысла «Завод по
переработке
пластика»
Проблема.
Цель 1
проекта. Задачи проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты
проекта.
Средства
реализации
проекта.
Вариативность средств.
Прорывные технологии
и
фундаментальные
знания
Лекция,
дискуссия
21. Практическое
занятие. Анализ
проектного
замысла
«Превратим мусор
в ресурс».
Сравнение
проектных
замыслов
Анализ
ситуации. 1
Критерии
сравнения
проектных замыслов
Лекция,
дискуссия
Модуль 6. Предварительная защита и
экспертная оценка проектных и
исследовательских работ
3
Текущий
контроль
22. Позиция эксперта
Экспертная
позиция. 1
Экспертное мнение и
суждение.
Разные
подходы
к
проблематике проектов.
Запрос на ноу-хау и
иные вопросы эксперту
Лекция,
дискуссия
23. Оцениваем
проекты
сверстников
Проект «Разработка 1
портативного
металло- искателя»
Лекция,
дискуссия
Описание ситуации
для
постановки
проблемы и задач на
примере
проектноконструкторской
работы.
Преимущество
проектируемого
инструмента. Анализ
ограничений
существующих
аналогов.
Цель
проекта.
Дорожная
проекта
карта
24. Оценка начального Актуальность
темы 1
этапа исследования исследования. Масштаб
постановки
цели.
Методики
исследования.
Ход
проведения
Лекция,
дискуссия
исследования.
Обзор
научной
литературы.
Достоверность выводов
Модуль
7.
Дополнительные
возможности улучшения проекта
25. Технология как
мост от идеи к
продукту
7
1
Изобретения.
Технологии.
Технологические
долины.
Наукограды.
Использование
технологий для решения
проблем
Лекция,
дискуссия
26. Видим за проектом Инфраструктура.
1
инфраструктуру
Базовый
производственный
процесс.
Вспомогательные
процессы и структуры.
Свойства
инфраструктуры
Лекция,
дискуссия
27. Опросы как
эффективный
инструмент
проектирования
Лекция,
дискуссия
Социологический опрос 1
как метод исследования.
Использование опроса
при проектировании и
реализации
проекта.
Интернет-опросы.
Понятие
генеральной
совокупности
28. Возможности
социальных сетей.
Сетевые формы
проектов
Возможности сетей для 1
поиска
единомышленников
и
продвижения проектов
Лекция,
дискуссия
29. Использование
видео- ролика в
продвижении
проекта
Создание видеоролика 1
как
средство
продвижения проекта.
Создание
«эффекта
присутствия».
Сценарий.
Съёмка.
Монтаж
Лекция,
дискуссия
30. Оформление и
предъявление
результатов
проектной и
исследовательской
деятельности
1
Выстраивание
структуры текста для
защиты.
Основные
пункты
и
тезисы
выступления.
Наглядность, ёмкость,
информативность
выступления
Лекция,
дискуссия
31. Оформление и
предъявление
результатов
проектной и
исследовательской
деятельности
1
Выстраивание
структуры текста для
защиты.
Основные
пункты
и
тезисы
выступления.
Наглядность, ёмкость,
информативность
выступления
Лекция,
дискуссия
Модуль 8. Презентация и защита
индивидуального проекта
Чек-лист
№3
Текущий
контроль
3
32. Презентация и
защита
индивидуального
проекта
1
конференция Итоговый
контроль
33. Презентация и
защита
индивидуального
проекта
1
конференция Итоговый
контроль
34. Итоги проекта
1
Лекция,
дискуссия
Всего
34
Список
литературы
1. Алексеев Н. Г. Проектирование
и
рефлексивное мышление
Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/
Л. Н.
Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и
др.;
под
ред.Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.
3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития
образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996.
Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный
процесс.
Начальная
школа /
авт.-сост.
Л.
В.Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011.
4. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. —
Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
5. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—
11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича.
— М.: ВАКО, 2014.
6. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Перельман. — М.: Аванта+, 2013.
7. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла-дос,
2014.
8. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в
Государственной думе и Государственном совете. 1906—1911 / П. А.
Столыпин. — М.: Молодая гвардия, 1991.
9. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.:
НИИ Инновационных стратегий развития общего образования: Пушкинский институт, 2011.
10. Яковлева Н.Ф. «Проектная деятельность в образовательном
учреждении», учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014.
11. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс. Учебное
пособие/ Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М.
Стацунова. – Спб.: КАРО, 2019. – 104с
Интернет-ресурсы
Официальный информационный сайт строительства Крымского мо-ста
(http://www.most.life/).
Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцырос-сии.рф/
organizations/55619/info).
Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/
activities/).
Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
Объект и предмет исследования — в чём разница? (https://
nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/).
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://
startupnetwork.ru/startups/).
Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/ minipererabotka-plastika).
Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-kapostroila-robota-kotoryy/).
Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.
ru/forum/view/1257990).
Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/
psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
Проведение опросов (http://anketolog.ru).
Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazhavideo).
Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О
благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»
(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).