РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Шахматы»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального
образования Свердловской области
МОУО - Управление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ СО школа с. Кошуки

Приложение № 11 к ООП НОО
утв. приказом директора
МКОУ СО школы с. Кошуки
от 01.09. 2023 г. № 149

Рабочая программа по учебному предмету
«Шахматы»
Уровень образования (класс): начальное общее образование (1-4 класс)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

с. Кошуки, 2023 г.

Сертификат:
00 fa6fb6172ff3e37885f9870a31fcab6
b
Владелец: Кузьмина Мария
Васильевна
Действителен с: по: 25.07.24

Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ. (с изменениями и дополнениями)
 Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»
 Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»
Общие цели и задачи предмета «Шахматы».
Цели программы:
1. Обучить правилам игры в шахматы.
2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять
фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением.
Место учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане МКОУ СО школы с. Кошуки на изучение предмета «Шахматы» на уровне
начального общего образования отводится 135 часов: 1 класс-33; 2,3,4 класс – по 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета «Шахматы» на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Шахматы» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;



осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;



на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени
и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно
заданному алгоритму;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;



признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
 корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы
их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов,
при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять
фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры,
ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение
пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп,
оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и
проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
•
ориентироваться на шахматной доске;
•
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса;
•
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
•
правильно расставлять фигуры перед игрой;
•
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
•
рокировать;
•
объявлять шах;
•
ставить мат;
•
решать элементарные задачи на мат в один ход.
К концу второго года обучения дети должны знать:
•
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
•
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
•
записывать шахматную партию;
•
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и
ладьей;
•
проводить элементарные комбинации.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
•
принципы игры в дебюте;
•
основные тактические приемы;
•
что означают термин- дебют.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
•
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
•
точно разыгрывать простейшие окончания.
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
•
принципы игры в дебюте;
•
основные тактические приемы;
•
что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
•
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
•
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и
проводить комбинации;
•
точно разыгрывать простейшие окончания.

1. Содержание учебного предмета «Шахматы»
1 КЛАСС
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной
позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями
и начальной расстановкой фигур.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
(основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры,

ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение
пешки.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
2 КЛАСС
1.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы
мира по шахматам.
2.
ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы
защиты.
4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля.
Король и ладья против короля.
5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале,
середине и конце игры). Защита от мата.
6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы
матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения,
блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации,
ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации
на вечный шах, патовые комбинации и ДР).
3 КЛАСС
1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру
ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против
“повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе.
Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное
пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
4 КЛАСС
1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине
шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое
нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации,
ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки,
разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки,
“рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи
(простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи
(при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые
случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).
Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”.
Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой,

четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два
коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие
рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

4. Тематическое планирование.
1 класс
№

Тема занятия
1. Шахматная доска

1.

Знакомство с
шахматной доской

2.

Шахматная доска

3.
4.

5.

Содержание
Шахматная
доска, белые и
черные поля,
горизонталь,
вертикаль,
диагональ,
центр.

2. Шахматные
фигуры.
Знакомство с
шахматными
фигурами

Белые, черные,
ладья, слон,
ферзь, конь,
пешка, король.

3. Начальная
расстановка фигур.

Начальное
положение
(начальная
позиция);
расположение
каждой из
фигур в
начальной
позиции;
правило
«ферзь любит
свой цвет»;
связь между
горизонталями,
вертикалями,
диагоналями и
начальной

Начальное
положение

Педагогические условия
Интеграция
Чтение и инсценирование дидактической сказки
«Удивительные приключения шахматной
доски». Знакомство с шахматной доской. Белые
и черные поля. Чередование белых и черных
полей на шахматной доске. Шахматная доска и
шахматные поля квадратные. Расположение
доски между партнерами.
Чтение и инсценировка дидактической сказки
«Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия.
Количество полей в горизонтали. Количество
горизонталей на доске. Вертикальная линия.
Количество полей в вертикали. Количество
вертикалей на доске. Чередование белых и
черных полей в горизонтали и вертикали.
Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и
вертикали. Количество полей в диагонали.
Короткие диагонали. Центр. Форма центра.
Количество полей в центре. Дидактические
задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ».
Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король. Чтение и инсценировка
дидактической сказки И.Г. Сухина
«Приключения в шахматной стране».
Дидактические задания и игры «Волшебный
мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура»,
«Угадай», «Что общего?», «Большая или
маленькая».
Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальным положением фигур. Дидактические
задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

расстановкой
фигур.

6.

7.

4. Ходы и взятие
фигур.
Знакомство с
шахматной фигурой.
Ладья.
Ладья в игре.

8.

Знакомство с
шахматной фигурой.
Слон.

9.

Слон в игре.

10.

Ладья против слона.

11.

Знакомство с
шахматной фигурой.
Ферзь.

12.

Ферзь в игре.

13.

Ферзь против ладьи и
слона.

(Основная
тема учебного
курса.)
Правила хода и
взятия каждой
из фигур, игра
«на
уничтожение»,
белопольные и
чернопольные
слоны,
одноцветные и
разноцветные
слоны,
качество,
легкие и
тяжелые
фигуры,
ладейные,
коневые,
слоновые,
ферзевые,
королевские
пешки, взятие
на проходе,
превращение
пешки.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход
ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в
поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (ладья против
ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против
двух), «Ограничение подвижности».
Место слона в начальном положении. Ход
слона, взятие. Белопольные и чернопольнын
слоны. Разноцветные и одноцветные слоны.
Качество. Легкая и тяжелая фигура.
Дидактические задания и игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват
контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(слон против слона, два слона против одного,
два слона против двух), «Ограничение
подвижности».
Дидактические задания и игры «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин
«стоять под боем». Дидактические задания и
игры «Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(ладья против слона, две ладьи против слона,
ладья против двух слонов, две ладьи против
двух слонов, сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Место ферзя в начальном положении. Ход
ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.
Дидактические задания и игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против
ферзя), «Ограничение подвижности».
Дидактические задания и игры «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват

14.

Знакомство с
шахматной фигурой.
Конь.

15.

Конь в игре.

16.

Конь против ферзя,
ладьи слона.

17.

Знакомство с
пешкой.

18.

Пешка в игре.

19.

Пешка против ферзя,
ладьи, коня, слона.

20.

Знакомство с
шахматной фигурой.
Король.

21.

Король против
других фигур.

контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против
ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и
слона, сложные положения), «Ограничение
подвижности».
Место коня в начальном положении. Ход коня,
взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические
задания и игры «Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший
путь».
Дидактические задания и игры «Захват
контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(конь против коня, два коня против одного, один
конь против двух, два коня против двух),
«Ограничение подвижности».
Дидактические задания и игры «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (конь против
ферзя, конь против ладьи, конь против слона,
сложные положения), «Ограничение
подвижности».
Место пешки в начальном положении.
Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая,
королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие
на проходе. Превращение пешки. Дидактические
задания и игры «Лабиринт», «Один в поле
воин».
Дидактические задания и игры «Игра на
уничтожение» (пешка против пешки, две пешки
против одной, одна пешка против двух,
многопешечные положения), «Ограничение
подвижности».
Дидактические задания и игры» Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра
на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка
против ладьи, пешка против слона, пешка
против коня, сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Место короля в начальном положении. Ход
короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его
ставить нельзя. Дидактические задания и игры
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в
поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на
уничтожение» (король против короля).
Дидактические задания и игры «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват
контрольного поля», «Защита контрольного

поля», «Игра на уничтожение» (король против
ферзя, король против ладьи, король против
слона, король против коня, король против
пешки), «Ограничение подвижности».

22.
23.

5. Цель шахматной
партии.
Шах.

24.
25.

Мат.

26.
27.

Ставим мат.

28.

Ничья, пат.

29.
30.

Рокировка.

31.

6. Игра всеми
фигурами из
начального
положения.
Шахматная партия.

32.

Шахматная партия.

33.

Повторение
программного
материала.

Шах, мат, пат,
ничья, мат в
один ход,
длинная и
короткая
рокировка и ее
правила.

Самые общие
представления
о том, как
начинать
шахматную
партию.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах.
Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай
шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
Дидактическая игра «Первый шах».
Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем,
ладьей, слоном, пешкой (простые приемы).
Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат
в один ход».
Мат в один ход: сложные примеры с большим
числом шахматных фигур. Дидактическое
задание «Дай мат в один ход».
Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат
или не пат».
Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

Игра всеми фигурами из начального положения
(без пояснения о том, как лучше начинать
шахматную партию). Дидактическая игра «Два
хода».
Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из
начального положения. Демонстрация коротких
партий.
Повторение программного материала –
викторина «В стране шахмат». Игра всеми
фигурами из начального положения.

2 класс
№

1.

2.

Тема занятия

Повторение изученного
материала.
Повторение изученного
материала.

Повторение изученного

Содержание

Повторение
программного
материала,
изученного за год
обучения

Педагогические условия
Интеграция
Просмотр диафильма «Приключения в
Шахматной стране. Первый шаг в
мире шахмат». Поля, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр. Ходы
шахматных фигур. Шах, мат, пат.
Начальное
положение.
Игровая
практика (игра всеми фигурами из
начального положения).
Рокировка. Взятие на проходе.

материала.

1. Краткая история шахмат.
3.

Краткая история шахмат.

2. Шахматная нотация.
4.

Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей,
вертикалей, полей.

5.

Шахматная нотация.
Обозначение шахматных
фигур и терминов.

6.

3. Ценность шахматных
фигур.
Ценность шахматных фигур.
Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур.

7.

Ценность шахматных фигур.
Достижение материального
перевеса.

8.

Ценность шахматных фигур.
Способы защиты.

9.

Ценность шахматных фигур.

Рождение шахмат.
От чатуранги к
шатранджу.
Шахматы
проникают в
Европу. Чемпионы
мира по шахматам.
Обозначение
горизонталей и
вертикалей, полей,
шахматных фигур.
Краткая и полная
шахматная нотация.
Запись шахматной
партии. Запись
начального
положения.

Ценность фигур.
Сравнительная сила
фигур. Достижение
материального
перевеса. Способы
защиты.

Превращение
пешки.
Варианты
ничьей. Самые общие рекомендации о
принципах разыгрывания дебюта.
Задания на мат в один ход.
Демонстрация
коротких
партий.
Дидактические игры и задания «Две
фигуры против целой армии», «Убери
лишние фигуры», «Ходят только
белые»,
«Неотвратимый
мат».
Игровая практика.
Происхождение шахмат. Легенды о
шахматах. Чатуранга и шатрандж.
Шахматы проникают в Европу.
Просмотр
диафильма
«Книга
шахматной мудрости. Второй шаг в
мир шахмат». Чемпионы мира по
шахматам. Игровая практика.
Обозначение
горизонталей,
вертикалей, полей. Дидактические
игры и задания «Назови вертикаль»,
«Назови
горизонталь»,
«Назови
диагональ», «Какого цвета поле»,
«Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая
практика. На этом занятии дети, делая
ход, проговаривают, какая фигура с
какого поля на какое идет. Например:
«Король с е1 – на е2».
Обозначение шахматных фигур и
терминов. Запись начального
положения. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись
шахматной партии. Игровая практика
(с записью шахматной партии или
фрагмента шахматной партии).
Ценность фигур. Сравнительная сила
фигур. Дидактические игры и
задания» Кто сильнее», «Обе армии
равны». Достижение материального
перевеса. Дидактические игры и
задания «Выигрыш материала»
(выигрыш ферзя). Игровая практика.
Достижение материального перевеса.
Дидактические игры и задания»
Выигрыш материала» (выигрыш
ладьи, слона, коня). Игровая практика.
Достижение материального перевеса.
Дидактические игры и задания
«Выигрыш материала» (выигрыш
пешки). Способы защиты.
Дидактические игры и задания
«Защита» (уничтожение атакующей
фигуры, уход из-под боя). Игровая
практика.
Защита. Дидактические игры и

Защита.

10.

4. Техника матования
одинокого короля.
Техника матования
одинокого короля. Две ладьи
против короля.

11.

Техника матования
одинокого короля. Ферзь и
ладья против короля.

12.

Техника матования
одинокого короля. Ферзь и
король против короля.

13.

Техника матования
одинокого короля. Ладья и
король против короля.

14.

15.

16.

17.

18.

5. Достижение мата без
жертвы материала
Достижение мата без жертвы
материала. Учебные
положения на мат в два хода
в эндшпиле.
Достижение мата без жертвы
материала. Учебные
положения на мат в два хода
в миттельшпиле.

Две ладьи против
короля. Ферзь и
ладья против
короля. Король и
ферзь против
короля. Король и
ладья против
короля.

Учебные положения
на мат в два хода в
дебюте,
миттельшпиле и
эндшпиле (начале,
середине и конце
игры). Защита от
мата.

Достижение мата без жертвы
материала. Учебные
положения на мат в два хода
в дебюте.
6. Шахматная комбинация.
Матовые комбинации. Темы
комбинаций. Тема
отвлечения.
Матовые комбинации. Тема
завлечения.

Достижение мата
путем жертвы
шахматного
материала (матовые
комбинации). Типы
матовых
комбинаций: темы

задания «Защита» (защита
атакованной фигуры другой своей
фигурой, перекрытие, контратака).
Игровая практика.
Две ладьи против короля.
Дидактические игры и задания «Шах
или мат», «Мат или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два
хода». Игровая практика.
Ферзь и ладья против короля.
Дидактические игры и задания «Шах
или мат», «Мат или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два
хода». Игровая практика.
Ферзь и король против короля.
Дидактические игры и задания «Шах
или мат», «Мат или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два
хода». Игровая практика.
Ладья и король против короля.
Дидактические игры и задания «Шах
или мат», «Мат или пат», «Мат в один
ход», «На крайнюю линию», «В угол»,
«Ограниченный король», «Мат в два
хода». Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода
в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические
игры и задания «Объяви мат в два
хода». Защита от мата. Дидактические
игры и задания «Защитись от мата».
Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода
в миттельшпиле. Дидактические игры
и задания «Объяви мат в два хода».
Защита от мата. Дидактические игры
и задания «Защитись от мата».
Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода
в дебюте. Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два хода».
Защита от мата. Дидактические игры
и задания «Защитись от мата».
Игровая практика.
Матовые комбинации. Темы
комбинаций. Тема отвлечения.
Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Игровая
практика.
Матовые комбинации. Тема
завлечения. Дидактические игры и

19.

Матовые комбинации. Тема
блокировки.

20.

Матовые комбинации. Тема
разрушения королевского
прикрытия.

21.

Матовые комбинации. Тема
освобождения пространства.
Тема уничтожения защиты.
Тема «рентгена».

22.

Матовые комбинации.
Другие шахматные
комбинации и сочетание
приемов.

23.

Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Тема отвлечения.
Тема завлечения.

24.

Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Тема уничтожения
защиты. Тема связки.

25.

Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Тема освобождения
пространства. Тема
перекрытия

26.

Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Тема превращения
пешки.

27.

Комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Сочетание
тактических приемов.

28.

Комбинации для достижения
ничьей. Патовые
комбинации.

разрушения
королевского
прикрытия,
отвлечения,
завлечения,
блокировки,
освобождения
пространства,
уничтожения
защиты и др.
Шахматные
комбинации,
ведущие к
достижению
материального
перевеса.
Комбинации для
достижения ничьей
(комбинации на
вечный шах,
патовые
комбинации и др.).

задания «Объяви мат в два хода».
Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема
блокировки. Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два хода».
Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема
разрушения королевского прикрытия.
Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода». Игровая
практика.
Матовые комбинации. Тема
освобождения пространства. Тема
уничтожения защиты. Тема
«рентгена». Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два хода».
Игровая практика.
Матовые комбинации. Другие
шахматные комбинации и сочетание
приемов. Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два хода».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема
отвлечения. Тема завлечения.
Дидактические игры и задания
«Выигрыш материала». Игровая
практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема
уничтожения защиты. Тема связки.
Дидактические игры и задания
«Выигрыш материала». Игровая
практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема
освобождения пространства. Тема
перекрытия. Дидактические игры и
задания «Выигрыш материала».
Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема
превращения пешки. Дидактические
игры и задания «Проведи пешку в
ферзи». Игровая практика.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Сочетание
тактических приемов. Дидактические
игры и задания «Выигрыш
материала». Игровая практика.
Комбинации для достижения ничьей.
Патовые комбинации. Дидактические
игры и задания «Сделай ничью».

29.

Комбинации для достижения
ничьей. Комбинации на
вечный шах.

30.

Типичные комбинации в
дебюте.

31.

Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).

32.
33.
34.

Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала

Игровая практика.
Комбинации для достижения ничьей.
Комбинации на вечный шах.
Дидактические игры и задания
«Сделай ничью». Игровая практика.
Типичные комбинации в дебюте.
Дидактические игры и задания
«Проведи комбинацию». Игровая
практика.
Типичные комбинации в дебюте
(более сложные примеры).
Дидактические игры и задания
«Проведи комбинацию». Игровая
практика.
Повторение
программного
материала,
изученного за
первый и второй год
обучения

Дидактические игры и задания.
Игровая практика.
Дидактические игры и задания.
Игровая практика.
Дидактические игры и задания.
Игровая практика.

3 класс
№

1
2

Тема занятия

Повторение изученного
материала.
Игровая практика

3

Повторение изученного
материала.

4

Практика матования
одинокого короля (дети
играют попарно).

Содержание

Педагогические условия
Интеграция

Повторение
программного
материала,
изученного за
год обучения

. Просмотр диафильмов
“Приключения в Шахматной стране.
Первый шаг в мир шахмат” и “Книга
шахматной мудрости. Второй шаг в мир
шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Ходы фигур, взятие.
Рокировка. Превращение пешки. Взятие на
проходе. Шах, мат, пат. Начальное
положение.
Шахматная нотация. Обозначение
горизонталей, вертикалей, полей.
Обозначение шахматных фигур и терминов.
Запись начального положения. Краткая и
полная шахматная нотация. Запись
шахматной партии. Ценность шахматных
фигур. Пример матования одинокого
короля. Решение учебных положений на
мат в два хода без жертвы материала и с
жертвой материала (из учебника второго
года обучения).

Игровая
практика с
записью
шахматной
партии

5

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и
трехходовые партии.

6

Решение задания “Мат в 1
ход”

7

Невыгодность раннего ввода в
игру ладей и ферзя.

8

Решение заданий “Поймай
ладью”, “Поймай ферзя”.
Игра “на мат” с первых ходов
партии. Детский мат. Защита.
Решение заданий.
Вариации на тему детского
мата. Другие угрозы быстрого
мата в дебюте. Защита. Как
отражать скороспелый
дебютный наскок противника.
Решение заданий

9
10
11

12
13

14
15
16
17

18
19

20
21

Игровая
практика

Дидактические задания “Поймай ладью”,
“Поймай ферзя”.
Игровая
практика

Дидактические задания “Поставь детский
мат”, “Защитись от мата

Игровая
практика

Дидактические задания “Поставь детский
мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.

“Повторюшка-хрюшка”
(черные копируют ходы
белых). Наказание
“повторюшек”.
Решение заданий
Принципы игры в дебюте.
Быстрейшее развитие фигур.
Темпы. Гамбиты.
Решение задания “Выведи
фигуру”..
Наказание за несоблюдение
принципа быстрейшего
развития фигур.
“Пешкоедство”. Неразумность
игры в дебюте одними
пешками (с исключениями из
правила).
Решение заданий.
Принципы игры в дебюте.
Борьба за центр. Гамбит
Эванса. Королевский гамбит.
Ферзевый гамбит.
Решение заданий.
Принципы игры в дебюте.
Безопасное положение короля.
Рокировка.

Выявление причин поражения в них одной
из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1
ход” (на втором либо третьем ходу партии).

Дидактические задания “Поставь мат в 1
ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у
“повторюшки”.

Игровая
практика

Дидактическое задание “Выведи фигуру”.

Дидактические задания “Мат в два хода”,
“Выигрыш материала”, “Накажи
“пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.

Игровая
практика

Дидактические задания “Захвати центр”,
“Выиграй фигуру”.

Дидактические задания “Можно ли сделать
рокировку?”, “В какую сторону можно
рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход
нерокированному королю”, “Поставь мат в
2 хода нерокированному королю”, “Не
получат ли белые мат в 1 ход, если
рокируют?”.

22

Решение заданий.

23

Принципы игры в дебюте.
Гармоничное пешечное
расположение. Какие бывают
пешки.
Решение заданий.

Дидактические задания “Чем бить черную
фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.

25

Связка в дебюте. Полная и
неполная связка.

Дидактические задания “Выиграй фигуру”,
“Сдвой противнику пешки”, “Успешное
развязывание”.

26

Решение заданий.

27

Очень коротко о дебютах.
Открытые, полуоткрытые и
закрытые дебюты.
Решение заданий.

24

28
29
30

31
32
33
34

Типичные комбинации в
дебюте.
Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала

Повторение
Дидактические игры и задания. Игровая
программного практика.
материала,
изученного за
второй и
третий год
обучения

4 класс
№
1
2

3
4

5

Тема занятия
Повторение изученного
материала.
Игровая практика

Повторение изученного
материала.
ОСНОВЫ
МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые
общие рекомендации о том,
как играть в миттельшпиле.
Игровая практика

Содержание

Педагогические условия
Интеграция

Повторение
программного
материала,
изученного за
год обучения

. Просмотр диафильмов
“Приключения в Шахматной стране.
Первый шаг в мир шахмат” и “Книга
шахматной мудрости. Второй шаг в мир
шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Ходы фигур, взятие.
Рокировка. Превращение пешки. Взятие
на проходе. Шах, мат, пат. Начальное
положение.
Игровая практика

Игровая
практика

Дидактическое

задание

“Выигрыш

6

7

8
9

10
11

12
13

14
15

16
17

18
19

20
21

Тактические приемы. Связка в
миттельшпиле. Двойной удар.
”
Тактические приемы.
Открытое нападение.
Открытый шах. Двойной шах.

материала

Решение задания “Выигрыш
материала”.
Матовые комбинации (на мат
в 3 хода) и комбинации,
ведущие к достижению
материального перевеса. Темы
завлечения, отвлечения,
блокировки.
Решение заданий.
Матовые комбинации и
комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Темы разрушения
королевского прикрытия,
освобождения пространства,
уничтожения защиты.
Решение заданий.

Дидактические задания “Объяви мат в 3
хода”, “Выигрыш материала”.

Матовые комбинации и
комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Темы связки,
“рентгена”, перекрытия.
Решение заданий.
.Матовые комбинации и
комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Другие темы
комбинаций и сочетание
тематических приемов.
Решение заданий.

Дидактическое задание “Выигрыш
материала”.

Игровая
практика

Дидактические задания “Объяви мат в 3
хода”, “Выигрыш материала”.

Дидактические задания “Объяви мат в 3
хода”, “Выигрыш материала”.

Игровая
практика
Игровая
практика

Дидактические задания “Объяви мат в 3
хода”, “Выигрыш материала”.

Комбинации для достижения
ничьей. Патовые комбинации.
Комбинации на вечный шах.
Решение заданий. “Сделай
ничью”.
Классическое наследие.
“Бессмертная” партия.
“Вечнозеленая” партия.
Решение заданий

Дидактическое задание “Сделай
ничью”.

ОСНОВЫ
ЭНДШПИЛЯ. Ладья против
ладьи. Ферзь против ферзя.
Ферзь против ладьи (простые

Дидактические задания “Мат в 2 хода”,
“Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

случаи).
22

Решение заданий

23

Ферзь против слона. Ферзь
против коня. Ладья против
слона (простые случаи). Ладья
против коня (простые случаи).
Решение заданий

Дидактические задания “Мат в 2 хода”,
“Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

Матование двумя слонами
(простые случаи). Матование
слоном и конем (простые
случаи).
Решение заданий

Дидактические задания “Мат в 2 хода”,
“Мат в 3 хода”.

24
25

26
27

28
28

30
31

32
33

34

Пешка против короля. Когда
пешка проходит в ферзи без
помощи своего короля.
Правило “квадрата”.
Решение заданий
Пешка против короля. Белая
пешка на седьмой и шестой
горизонталях. Король
помогает своей пешке.
Оппозиция.
Решение заданий
Пешка против короля. Белая
пешка на пятой горизонтали.
Король ведет свою пешку за
собой.
Решение заданий
Удивительные ничейные
положения. Два коня против
короля. Слон и пешка против
короля. Конь и пешка против
короля.
Повторение программного
материала. Решение заданий

Игровая
практика
Дидактическое задание “Квадрат”.

Игровая
практика
Дидактические задания “Мат в 2 хода”,
“Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в
ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда
отступить королем?”.
Игровая
практика
Дидактические задания “Мат в 3 хода”,
“Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш
или ничья?”, “Куда отступить
королем?”.
Игровая
практика
Дидактические задания “Куда
отступить королем?”, “Путь к ничьей”.

Игровая
практика

Электронные образовательные ресурсы
http://window.edu.ru
www.school-collection.edu.ru
Воспитательный потенциал уроков
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

2. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
3. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
4. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
5. применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых,
ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
6. включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
7. организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
8. инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.