РП «Культура безопасности жизнедеятельности»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной
политики Свердловской области
МОУО-Управление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ СО школа с. Кошуки

Приложение № 22
к ООП ООО,
утв. приказом директора
МКОУ СО школы с. Кошуки
от 01.09. 2023 г. № 149

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Культура безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 5-7 классов

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

с. Кошуки, 2023 г.

Сертификат:
00 fa6fb6172ff3e37885f9870a31fcab6b
Владелец: Кузьмина Мария Васильевна
Действителен с: по: 25.07.24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по культуре безопасности жизнедеятельности (далее
– КБЖ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24 декабря
2018 г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте (далее – ФГОС) основного общего образования
(утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31 мая 2021 г. № 287), с учётом распределённых по модулям проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования по учебному предмету ОБЖ, федеральной
рабочей программы воспитания.
Настоящая Программа обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры
безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий,
обеспечивающих
преемственность
изучения
основ
комплексной
безопасности личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и
навыков, необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их
разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических
умений и навыков.
В Программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно
представлено
десятью
модулями
(тематическими
линиями),
обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного
общего образования и преемственность учебного процесса на уровне
среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;

модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета
ОБЖ на уровне основного общего образования Программа предполагает
внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных
модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«предвидеть опасность → по возможности её избегать → при необходимости
действовать». Учебный материал систематизирован по сферам возможных
проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и
общественные места; природные условия; коммуникационные связи и
каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
ЦЕЛЬ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«КУЛЬТУРА

Целью изучения учебного предмета КБЖ на уровне основного общего
образования является формирование у обучающихся базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными
потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
 способность построения модели индивидуального безопасного
поведения на основе понимания необходимости ведения здорового
образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных
последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и
умений применять необходимые средства и приемы рационального и
безопасного поведения при их проявлении;
 сформированность
активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного безопасного поведения в интересах
безопасности личности, общества и государства;
 знание и понимание роли государства и общества в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в
формировании культуры безопасности жизнедеятельности на основе
расширения знаний и умений, углубленного понимания значимости
безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для
личности, общества и государства предмет изучается в 5—7 классах из
расчета 1 час в неделю за счет использования части учебного плана,
формируемого участниками образовательных отношений (всего 102 часа).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:
цель и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и
значение для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура
безопасности жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация;
общие принципы безопасного поведения;
виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной,
экстремальной и чрезвычайной ситуаций;
уровни взаимодействия человека и окружающей среды;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную
ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения, классификация
ядовитых веществ и их опасности;
признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила
оказания первой помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и
правила оказания первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из
них;
пожар и факторы его развития;

условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия,
приёмы и правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними,
ответственность за ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности;
ситуации
криминального
характера,
правила
поведения
с
малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом,
правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах
жизнеобеспечения;
правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах,
порядок действий при авариях на коммунальных системах.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения
безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
световозвращающие элементы и правила их применения;
правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень
безопасности и правила его применения;
порядок действий пассажиров при различных происшествиях в
маршрутных транспортных средствах, в том числе вызванных
террористическим актом;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных
индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры,
моноколёса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования
мототранспорта (мопедов и мотоциклов);
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники
опасности в общественных местах;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;

массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест
массового пребывания людей;
порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания
людей;
порядок действий при попадании в толпу и давку;
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
опасности криминогенного и антиобщественного характера в
общественных местах, порядок действий при их возникновении;
порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных)
вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта,
в том числе при захвате и освобождении заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительными
органами.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими
животными, порядок действий при встрече с ними;
порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и
насекомых;
различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения,
необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и
растениями;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к
длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном существовании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов
бедствия;
общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в
подготовленных и неподготовленных местах;
порядок действий при обнаружении тонущего человека;
правила поведения при нахождении на плав средствах;
правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при
обнаружении человека в полынье.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и
значение для человека;

факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных
привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение
здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их
профилактики и защиты от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемия, пандемия);
мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности
населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения;
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы
риска неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и её задачи;
понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию,
универсальный алгоритм оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях,
приёмы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
общение и его значение для человека, способы организации
эффективного и позитивного общения;
приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и
комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и
деструктивного общения;
манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания
манипуляций и способы противостояния им;
приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые
могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную,
асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них;
современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними,
правила безопасного поведения;
правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:

понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры
информационных и компьютерных угроз, положительные возможности
цифровой среды;
риски и угрозы при использовании Интернета;
общие принципы безопасного поведения, необходимые для
предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном
цифровом пространстве;
основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его
признаки, приёмы распознавания опасностей при использовании Интернета;
противоправные действия в Интернете;
правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения
рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в
различные организации и группы).
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины,
возможные варианты проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия,
уровни террористической опасности;
основы общественно-государственной системы противодействия
экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и её цели;
признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила
антитеррористического поведения;
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок
действий при их обнаружении;
правила безопасного поведения в условиях совершения теракта;
порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и
попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного устройства).
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её задачи, структура, режимы
функционирования;
государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера
ответственности, порядок взаимодействия с ними;
общественные институты и их место в системе обеспечения
безопасности жизни и здоровья населения;

права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области
защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
антикоррупционное поведение как элемент общественной и
государственной безопасности;
информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях,
система ОКСИОН;
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его
получении, в том числе при авариях с выбросом химических и
радиоактивных веществ;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок
пользования фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок
действий населения при объявлении эвакуации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Настоящая программа чётко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны
демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности и проявляются в индивидуальных социально значимых
качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к
саморазвитию,
самостоятельности,
инициативе
и
личностному
самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа
жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной
социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности
как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни
в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета
ОБЖ,
должны
отражать
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе;
представление
о
способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении
государственной и международной безопасности, обороны страны,
осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным
вызовам
современности:
терроризму,
экстремизму,
незаконному
распространению наркотических средств, неприятие любых форм
экстремизма,
дискриминации,
формирование
веротерпимости,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими
людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение
иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование
личности
безопасного
типа,
осознанного
и
ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других
людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование
гармоничной
личности,
развитие
способности
воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного
личного поведения в повседневной жизни.
5.Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития чело-века, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на
осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков
и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин,
механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных
и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные
места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение
способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной)
ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
6.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его
значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека,
общества и государства;

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение)
и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь
управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять
меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при
потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей
тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных
и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в
помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых

мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у
обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных
дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных
действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность
их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и
осуществлению
учебной
деятельности
и
организации
учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета ОБЖ, должны отражать:
1. Овладение универсальными познавательными действи­ями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие
между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) повседневной жизни;
обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию,
выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать
обоснованные выводы по результатам исследования;
проводить
(принимать
участие)
небольшое
самостоятельное
исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинноследственные связи;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбина-циями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действи­ями.
Общение:
уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи,
выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять
предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать
грамотное общение для их смягчения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме
формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу
решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций
других участников диалога;
публично представлять результаты решения учебной задачи,
самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и
готовить различные презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной учебной задачи;
планировать организацию совместной деятельности (распределять роли
и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия,
обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять
общую точку зрения, договариваться о результатах);
определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или
затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в
общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять
сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и
учебных ситуациях;

аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения
учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его
выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм,
брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других,
выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать
право на ошибку свою и чужую;
быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля
всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у
обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и
проявляются в способности построения и следования модели
индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в
повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых
понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных
разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной

безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы
здорового
образа
жизни,
антиэкстремистского
мышления
и
антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими
знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной
жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и
основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Культура безопасности жизнедеятельности»:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на
основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания
значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению
здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя,
курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью
окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении
государственной и международной безопасности, обороны страны, в
противодействии
основным
вызовам
современности:
терроризму,
экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том
числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий
распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут
произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия,
дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы);
8) овладение знаниями и умениями применять меры и средства
индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать
первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,

наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные
пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной)
ситуации с учётом реальных условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые
условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов

Электронные(цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль1.Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе (Человек и его безопасность).
1.1.
Опасности в жизни человека.
1
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

1.2.

Основные правила безопасного поведения в различных ситуациях.

1
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

1.3.

Разновидности чрезвычайных ситуаций.

1

https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

Итого по модулю 3 часа

Модуль2.Здоровье и как его сохранить (Здоровье и факторы, влияющие на него).
2.1.
1
Что такое здоровье и здоровый образ жизни.

https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

20

2.2.

Как сохранить здоровье.

1

2.3.

Личнаягигиена.

1

2.4.

Предупреждение вредных привычек.

1

2.5.

Основные правила здорового образа жизни

1

Итого по модулю 5 часов

Модуль3.Безопасность на транспорте (Безопасное поведение на дорогах и в транспорте).
3.1.

1

Правила поведения для пешеходов.

https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

3.2.

Правил поведения для пассажиров.

1

3.3.

Если вы водитель велосипеда

1

Итого по модулю
Модуль4.Безопасность в быту (Безопасность вашего жилища).
4.1.
Среда обитания человека.

3
1

https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

21

4.2.

Службы, которые всегда приходят на помощь.

1

4.3.

Основные правила безопасности на улице.

1

4.4.

1

Безопасность дома.

4.5.

Безопасность в подъезде и на игровой площадке.

1

4.6.

Как вести себя при пожаре

1

Итого по модулю
6
Модуль5.Безопасность в социуме (Безопасность в криминогенных ситуациях).

5.1. Как избежать контактов со злоумышленниками и преступной средой. 1
5.2.

1

Советы на всю жизнь

https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

Итого по модулю
2
Модуль 6.Основы противодействия экстремизму и терроризму (Экстремизм и терроризм—угрозы личности, обществу и
государству).
1
6.1.
https://resh.edu.ru/
Что такое экстремизм.

6.2.

Терроризм—крайняя форма экстремизма.

6.3.

Правила безопасного поведения
террористического акта.

при

1

угрозе или

Итого по модулю
3
22

совершении 1

https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

Модуль7.Безопасность в информационном пространстве (Безопасность в информационной среде).
1
7.1.
https://resh.edu.ru/
Что такое информационная среда.
7.2.

Безопасное использование информационных ресурсов.

1

https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

Итого по модулю
2
Модуль8.Безопасность в природной среде (Безопасность в различных погодных условиях и при стихийных бедствиях).
Как погодные условия могут влиять на безопасность человека.
1
8.1.
https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

8.2.

Безопасное поведение на водоёмах при различных погодных условиях. 1

8.3.

Стихийные бедствия и их опасности.

1

https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

Итого по модулю
3
Модуль9.Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (Производственные аварии их опасности для
жизни, здоровья и благополучия человека).
Химические производства и связанные с ними опасности.
1
9.1.
https://resh.edu.ru/

9.2.

Ядерные объекты и их опасности.

1

9.3.

Гидротехнические сооружения и их опасности.

1

https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

Итого по модулю-3

Модуль10.Основы медицинских знаний (Первая помощь и правила её оказания).
1
10.1.
Основные правила оказания первой помощи.
https://resh.edu.ru/
10.2.

1

Первая помощь и взаимопомощь при ожоге.
23

https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

10.3.

Первая помощь при отравлениях.

1

10.4.

Первая помощь при травмах.

1

10.5.

Первая помощь при чрезвычайных ситуациях.

1

https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

Итого по модулю
5

6 класс
№
Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество
часов
Всего

1

Модуль «Здоровье и как его сохранить»

6

2

Модуль «Безопасность в природной среде»

20

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

Модуль «Основы медицинских знаний»
Общее количество часов по разделу

8
34

7 класс
№
п/п

Количество
часов

Наименование разделов и тем программы

Всего
24

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Модуль «Безопасность в социуме»

4 часа

2

Модуль «Безопасность в быту (аварийные ситуации, пожары)»

3 часа

3

Модуль «Безопасность на транспорте».

2 часа

4

Модуль «Безопасность в общественных местах»

2 часа

5

Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму»

6 часов

6

Модуль «Безопасность в природной среде»

9 часов

7

Модуль «Здоровье и как его сохранить»

4 часа

8

Модуль «Основы медицинских знаний»

4 часа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

25

https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

https://resh.edu.ru/
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Количест Электронные
цифровые
во часов
образовательные
Всего
ресурсы

№п/ Тема урока
п

1.

Опасности в жизни человека.

1

https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

2.

Основные правила безопасного поведения в различных
ситуациях.
Разновидности чрезвычайных ситуаций

1

https://resh.edu.ru/

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Что такое здоровье и здоровый образ жизни.
Как сохранить здоровье.

1
1
1
1
1

Личная гигиена.
Предупреждение вредных привычек.
Основные правила здорового образа жизни.
Правила поведения для пешеходов.

1

Правила поведения для пассажиров.
Если вы водитель велосипеда
Среда обитания человека.

1
1
1
1

13.

Службы, которые всегда приходят на помощь.

1

14.

Основные правила
безопасности на улице.

1

15.
16.
17.

Безопасность дома.
Безопасность в подъезде и на игровой площадке.
Как вести себя при пожаре

1
1
26
1

18.

Как избежать контактов со злоумышленниками и
Преступной средой.

1

19
20
21
22

Советы на всю жизнь.
Что такое экстремизм.
Терроризм-крайняя форма экстремизма.
Правила
безопасного
поведения
террористического акта.

1
1
1
1

23

Что такое информационная среда.

1

24

Безопасное использование информационных ресурсов.

1

при

угрозе

25

Как погодные условия могут влиять на безопасность
человека.

1

26

Безопасное поведение
погодных условиях.

1

27

Стихийные бедствия и их опасности.

1

28

Химические производства и связанные с ними опасности.

1

29

Ядерные объекты и их опасности.

1

30

Гидротехнические сооружения и их опасности.

1

31

Основные правила оказания первой помощи. Первая
помощь и взаимопомощь при ожоге.

1

32
33

Первая помощь при отравлениях
Первая помощь при травмах

1
1

34

Первая помощь при чрезвычайных ситуациях.

1
34

на

водоемах

при

различных

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

6 класс
№

Тема урока

Количеств
о часов
Всего

1

Факторы, способствующие сбережению здоровья.

1

2

Факторы, разрушающие здоровье.

1

3
4

1
1

5
6
7

Профилактика вредных привычек.
Как избежать отрицательного воздействия окружающей
среды на развитие и здоровье человека.
Правила личной гигиены при занятиях туризмом
Туризм как часть комплекса ГТО
Безопасное поведение в туристских походах.

8

Виды туристических походов.

1

9

Как ориентироваться на местности.

1

10

Подготовка к проведению туристского похода

1

11
12
13
14
15

Приметы, по которым можно определить погоду.
Как развести костёр при разной погоде.
Если в лесу вас застигла гроза
Советы на всю жизнь.
Лыжные походы.

1
1
1
1

27
1
1
1

1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

https://m.edsoo.ru/f5eaf
78e

https://resh.edu.ru/

1

20

Горные походы.
Водные походы. Способы и средства самопомощи и
взаимопомощи в водных походах
Поведение человека в условиях автономного
существования в природной среде
Добровольная и вынужденная автономия человека в
природной среде.
Организация ночлега при автономном существовании

21

Как добыть питьё и пищу в условиях автономии.

1

22

Как подать сигналы бедствия

1

23
24

Безопасность при встрече с дикими животными.
Безопасность при встрече со змеёй

1
1

25
26
27

Защита от комаров, мошки и других насекомых
Профилактика клещевого энцефалита
Народные средства первой помощи.

1
1
1

28
29

Первая помощь при травматических повреждениях.
Первая помощь при травматических повреждениях.

1

30

Первая помощь при солнечном и тепловом ударе.

1

31

Первая помощь при переохлаждении, отморожении
и ожоге.
Первая помощь при переохлаждении, отморожении
и ожоге.
Психологическая поддержка пострадавшего
Психологическая поддержка пострадавшего

1

16
17
18
19

32
33
34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

7 класс
№

Тема урока

1
1
1
1

1

1
1
1

34
28

Количеств
о часов
Всего

1

Стресс и стрессовые ситуации.

1

2

1

3

Как снизить влияние стресса на поведение и общее
состояние человека.
Конфликт — особенность общения

4

Безопасность в социальных сетях

1

5

Пожарная безопасность в помещениях.

1

1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://m.edsoo.ru/f5eaf
78e

https://resh.edu.ru/

6

Электробезопасность в повседневной жизни.

1

7

Средства бытовой химии

1

8

Ситуации, связанные с железнодорожным транспортом.

1

9

Безопасность в метрополитене

1

10

Как избежать встречи с преступником

1

11

Как избежать встречи с наркоторговцем

1

12

Как государство борется с терроризмом

1

13

Особенности современного терроризма

1

14

Виды современной террористической деятельности.

1

15

Телефонные террористы

1

16

Как не стать пособником террористов.

1

17

Формирование антитеррористического поведения

1

18

Классификация чрезвычайных ситуаций природного
характера.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.
Землетрясение.
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.
Извержение вулканов. Оползни, обвалы.
Чрезвычайные ситуации метеорологического
происхождения
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.

1

19
20
21
22
23

1
1
1
1

25
26
27
28

Защита населения от чрезвычайных ситуаций
геологического происхождения.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций
метеорологического и гидрологического происхождения
Степные, тростниковые, лесные и торфяные пожары
Защита населения от лесных и торфяных пожаров
Эпидемии
Эпизоотии.

29

Эпифитотии.

1

30

Защита населения от чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения

1

31

Важность своевременного оказания первой помощи

1

24

1
29
1
1
1
1
1

32

Первая помощь при электротравме.

1

33

Первая помощь при кровотечении.

1

34

Первая помощь при ушибах и переломах. Транспортировка
пострадавших в медицинское учреждение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Воспитательный потенциал уроков
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
2. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
3. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
4. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
5. применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
30
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
6. включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
7. организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
8. инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,

навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».