Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Литература»
(базовый уровень) на уровне среднего общего образования
Подписанный цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ
КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА С. КОШУКИ
ШКОЛА С. КОШУКИ
Эл. почта:
scoolkosuki@mail.ru
Дата: 31.10.2024
Программа по литературе на базовом уровне среднего общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от
17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер — 24480), с учётом
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» способствует формированию
духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так
как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и
эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы
как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения
являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение
мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия
на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как
национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10–11 классах
составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и
зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века с целью
формирования целостного восприятия и понимания художественного
произведения, умения его анализировать и интерпретировать в
соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их
литературным развитием, жизненным и читательским опытом.
Литературное образование на уровне среднего общего образования
преемственно с учебным предметом «Литература» на уровне основного
общего образования, изучение литературы строится с учетом
обобщающего повторения ранее изученных произведений, в том числе
«Слово о полку Игореве»; стихотворений М.В. Ломоносова, Г.Р.
Державина; комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»; стихотворений и
баллад В.А. Жуковского; комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»;
произведений А.С. Пушкина (стихотворений, романов «Евгений Онегин»
и «Капитанская дочка»); произведений М.Ю. Лермонтова (стихотворений,
романа «Герой нашего времени»); произведений Н.В. Гоголя (комедии
«Ревизор», поэмы «Мертвые души»); происходит углубление
межпредметных связей с русским языком и учебными предметами
предметной области «Общественно-научные предметы», что способствует
развитию речи, историзма мышления, формированию художественного
вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
В рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены этапы
российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ –
начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения
литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении
каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения литературе.
В рабочей программе на базовом уровне определена группа
планируемых
предметных
результатов,
достижение
которых
обеспечивается в отношении всех обучающихся. Планируемые
предметные результаты на углублённом уровне реализуются в отношении
наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный
уровень изучения предмета.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят:
в сформированности чувства причастности к отечественным
культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности
поколений, и уважительного отношения к другим культурам;
в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких
этических идеалов;
в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой
части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности.
Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и
устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому
литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной
культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении
поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативноэстетических возможностей языка художественных текстов и
способствует совершенствованию устной и письменной речи
обучающихся на примере лучших литературных образцов. Достижение
указанных целей возможно при комплексном решении учебных и
воспитательных
задач,
стоящих
перед
старшей
школой
и
сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к
отечественным традициям и осознанием исторической преемственности
поколений, включением в языковое пространство русской культуры,
воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой
части культуры, состоят в приобщении старшеклассников к лучшим
образцам русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ –
начала ХХI века, воспитании уважения к отечественной классической
литературе как социокультурному и эстетическому феномену, освоении в
ходе изучения литературы духовного опыта человечества, этиконравственных,
философско-мировоззренческих,
социально-бытовых,
культурных традиций и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению
как средству познания отечественной и других культур, уважительного
отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию
и через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и
мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие потребности
в чтении художественных произведений, знание содержания и осмысление
ключевых проблем произведений русской, мировой классической и
современной литературы, в том числе литератур народов России, а также
на формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять
программы собственной читательской деятельности, участвовать во
внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к
литературе, чтению, образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением
современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования
прочитанного, направлены на развитие умений анализа и интерпретации
литературного произведения как художественного целого с учётом
историко-литературной обусловленности, культурного контекста и связей
с современностью с использованием теоретико-литературных знаний и
представления об историко-литературном процессе. Кроме того, эти
задачи связаны с развитием представления о специфике литературы как
вида искусства и умением сопоставлять произведения русской и мировой
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в
других видах искусств, с выявлением взаимообусловленности элементов
формы и содержания литературного произведения, а также образов, тем,
идей, проблем, способствующих осмыслению художественной картины
жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской
позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка и реализацией их в учебной
деятельности и в дальнейшей жизни, направлены на расширение
представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского
языка в литературных текстах, овладение разными способами
информационной переработки текстов с использованием важнейших
литературных ресурсов, в том числе в сети Интернет.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На изучение литературы в 10–11 классах среднего общего
образования на базовом уровне в учебном плане отводится 204 часа: в 10
классе - 102 часа