Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по коррекционному курсу «Ритмика»

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по коррекционному курсу

«Ритмика»
Класс: 6

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00 fa6fb6172ff3e37885f9870a31fcab6b
Владелец: Кузьмина Мария Васильевна
Действителен с: по: 25.07.24

с. Кошуки, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Ритмика» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Ритмика» Целью курса является приобщение детей к танцевальному искусству,
развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать
музыкальный слух и чувство ритма.
Коррекционно-развивающая: способствовать всестороннему развитию и
раскрытию творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и
художественного вкуса; развитие навыков здорового образа жизни,
положительных качеств и свойств личности.
На занятиях применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы
обучения; используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная
работа.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и
музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими
предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников,
корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство
ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют
двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация,
улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей:
ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить,
правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо
осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия
создают благоприятные условия для развития творческого воображения
школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного
внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в
упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на
детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную
возбудимость и нервозность.
Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию
школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса.
Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание
ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к
сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и
декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно
использовать при проведении мероприятий. Особенно хочется отметить ценность
народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все

народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют
навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к
партнёру, находить с ним общий ритм движения.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая
деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку
разнообразные движения,танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба
цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями,
перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей»,
движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие
представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают
ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер
(веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального
образа.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств
личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая
парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки
организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться
друг с другом.
Разделы:
1. Упражнения на ориентировку в пространстве
2. Ритмико-гимнастические упражнения
3. Игры под музыку
4. Танцевальные упражнения
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и
определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны
овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической
деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в
изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель
может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду,
что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения,
расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям
ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические
упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных
навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку
координационных движений.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения
ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать
возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить
учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен
сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик»

(подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик»
(подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и
познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их
названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными
движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг,
присядка и др.).
Учебный курс «Ритмика» является частью коррекционно-развивающей
области (коррекционные занятия) учебного плана. Количество часов в неделю
– 1 час, общее количество часов – 34.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Знание моральных норм и сформированность морально-этических
суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с
точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической
творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств.
Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических
движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально - творческих
возможностей.
1. Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
2. Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
3. Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
4. Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить
свое место в строю.
5. Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
6. Принимать участие в творческой жизни коллектива.
Предметные результаты:
1. принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и
особенностями музыки и движения;
2. организованно строиться;
3. сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
4. самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
5. соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие движения в определенном ритме и темпе;
6. легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые
упражнения»;
7. ощущать смену частей музыкального произведения в двучастной форме с
контрастными построениями.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
1. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

школы,

2. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
3. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
4. самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий,
поручений,
договоренностей;
5. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений
об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
1. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик,
ученик–класс, учитель−класс);
2. использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
3. обращаться за помощью и принимать помощь;
4. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
5. сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
6. договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими.
Регулятивные учебные действия:
1. адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
2. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
3. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
4. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные учебные действия:
1. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
2. устанавливать видо-родовые отношения предметов;
3. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
4. пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
5. читать; писать; выполнять арифметические действия;

6. наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
7. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и
других носителях).
В программе по ритмике обозначены два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по ритмике в 5
классе не является препятствием к продолжению образования поданному
варианту программы.
Минимальный уровень:
- уметь слушать музыку;
- выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя;
- активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем.
- слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
- ходить свободным естественным шагом;
- выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;
Достаточный уровень:
- уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
- уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по
сигналу.
- выполнять плясовые движения по показу учителя;
организованно входить в класс и выходить из класса, приветствовать учителя.
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в
строю;
- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных
направлениях;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
При проведении занятий по ритмике оценивание не предполагается.
Содержание программы
1. Упражнения на ориентирование в пространстве (4 ч)
Самостоятельно занимать правильное исходное положение. Выполняет ходьбу
и бег: с высоким подниманием колен. Выполнять перестроение в круг из шеренги,
цепочки. Ориентироваться в направлении движений вперед, назад, в круг, из
круга. Двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу.
2. Ритмико-гимнастические упражнения (14ч)
Общеразвивающие упражнения

Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами
(«паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с
предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища
вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с
опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и
разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь,
круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны,
вставание на полу пальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений
Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая
внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой
руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки —
перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение
позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно;
провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание,
протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнения на расслабление мышц
Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя
или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением
предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев);
подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное
положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток
на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник)
3. Координация движений, регулируемых музыкой (3 ч)
Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и
одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа
музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в
музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев
рук. Отстукивание простых ритмических рисунков.
4. Игры под музыку (6 ч)
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического
рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке.
Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных
фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения
начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание
новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование.
Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым
сопровождением. Инсценировка музыкальных сказок, песен.
5. Танцевальные упражнения (7ч)
Выполнение элементов русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на
всей ступне, подбоченившись двумя руками по показу и по словесной инструкции
учителя. Исполнение притопов одной ногой и поочередно, выставление ноги с
носка на пятку.

Изучение базовых движений аэробики; термины, определяющие характер
музыки (5-6 терминов); Все упражнения делаются только с правой или только с
левой ноги. Ведущая нога, допустим, правая, делает ход вперед, а потом вправо.
Такое же движение проводим с левой.
Учебно-тематический план
Глава
1
2
3
4
5
Итого

Тема
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико - гимнастические упражнения
Координация движений, регулируемых музыкой
Игры под музыку
Танцевальные упражнения

Количество
часов
4
14
3
6
7
34

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1

Дата
План

Тема урока
Факт
Упражнения на ориентировку в пространстве
Упражнения на ориентирование в пространстве.

К-во
часов
4
1

Примечания

2

Упражнения на ориентирование в пространстве.
Перестроение из колонн в круги.

1

Перестроиться из концентрированных кругов в «звездочки» и
«карусели». Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные
линии из угла в угол.
Построиться из нескольких колонн в круги, сужая их и расширяя

3

Упражнения на ориентирование в пространстве. Ходьба по
центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в
угол.

1

Ходить по диагональным линиям по часовой стрелке и против

4

Упражнения на ориентирование в пространстве. Сохранять
правильные дистанции во всех видах построения

1

Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с
использованием лент, обручей, скакалок.

5

Ритмико - гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.
Движения головы и туловища

14
1

Наклоны, выпрямление и круговые движения головы (с акцентом).
Движения кистями рук.

6

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.
Круговые движения плеч

1

Круговые движения плечами: вверх, вниз, вперед, назад

7

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию
движений. Разнообразные сочетания движений рук, ног,
головы

1

Разнообразные сочетания движений рук, ног, головы

8

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию
движений. Упражнения под музыку.

1

Выполнять упражнения с ускорением. С замедлением
Поднимать голову, корпус с позиции на корточках

9

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию
движений. Смена позиций рук.

1

10

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление
мышц. Махи руками и прыжки на двух ногах с
одновременным расслаблением.

1

Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и
обеими одновременно; провожать движение руки головой,
взглядом.
Прыжки на двух ногах с одновременным расслаблением.

11

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.
Движения кистей рук

1

Выбрасывать руки вперед, в стороны, вверх.

12

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

1

Наклоны и повороты туловища вправо, влево с передачей

Круговые движения и повороты туловища

предметов.

13

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.
Сочетания движений ног.

1

Выставлять ногу во все стороны (начиная вправо)

14

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.

1

Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка,
флажки, мяч).

15

Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения.
Упражнения на выработку осанки.

1

Приседания с опорой и без опоры, с предметами. Ходить на
внутренних краях стопы.

16

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию
движений. Самостоятельное составление ритмических
рисунков

1

Самостоятельно составить ритмический рисунок, прохлопать его.

17

Ритмико-гимнастические упражнения на координацию
движений. Сочетание хлопков и притопов с предметами. РК

1

Сочетание хлопков и притопов, с предметами (погремушками,
бубном, барабаном).

18

Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление
мышц. Опускать голову, корпус с позиции стоя, сидя

1

Расслабление и опускание головы, корпуса с позиции стоя, сидя.

Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа,
слева.

Координация движений, регулируемых музыкой
Координационные движения, регулируемые музыкой.
Упражнения на детском пианино

3
1

Координационные движения, регулируемые музыкой.
Движения пальцев рук, кистей.

1

Координационные движения, регулируемые музыкой.
Передача основного ритма знакомой песни. Упражнения на
аккордеоне, духовой гармонике.

1

Игры под музыку
Игры под музыку. Передача в движении ритмического
рисунка

6
1

23

Игры под музыку. Смена движения в соответствии со
сменой частей

1

Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей,
музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки.

24

Игры под музыку. Начало движения.

1

Самостоятельно менять движения в соответствии со сменой

19
20

21

22

Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленно, быстро,
с ускорением.
Двигать руками в разном направлении
Вращать кистями рук по кругу. Отведение и приведение пальцев
одной руки и обеих. Сжимать и разжимать пальцы рук
«Солнышко»
Выполнять несложные упражнения песни.

Упражнения на передачу ритмических рисунков темповых и
динамических изменений в музыке

музыкальных фраз
25

Игры под музыку. Разучивание игр, элементов
танцевальных движений.

1

Упражнения на формирование умения начинать движения после
вступления мелодии

26

Игры под музыку. Составление несложных танцевальных
композиций.

1

Разучивать и придумывать новые варианты игр.

27

Игры под музыку. Игры с пением, речевым
сопровождением.

1

Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценировка песен,
сказки.

7

28

Танцевальные упражнения
Танцевальные упражнения. Галоп

29

Танцевальные упражнения. Круговой галоп

Разучивание народных танцев

30

Танцевальные упражнения. Присядка

Танцевальный элемент «присядка».

31

Танцевальные упражнения. Элементы русской пляски.

Пружинящий бег. Простые шаги вперед, назад. Три простых шага,
притоп (вперед, назад)

32

Танцевальные упражнения.

Разучивание народных танцев.

Элементы русской пляски.

Простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись
двумя руками (для девочек — движение с платочком). притопы
одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.

33

Танцевальные упражнения. Элементы народных танцев.

Выполнять основные движения народных танцев.

34

Изучение базовых движений аэробики; термины,
определяющие характер музыки.

Двигаться с лидирующей ноги, к примеру, правая, ставится вперед
и влево, левая переносится в соответствующую сторону, потом по
очереди обе ноги возвращаются на место.

Упражнения на различение элементов народных танцев.

Все упражнения делаются только с правой или только с
левой.
Всего:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».