Аннотация к рабочей программе коррекционного курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 5 класс
Определяющими
нормативными
правовыми
документами
и
методологическими основаниями для разработки
рабочей программы
являются:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №
1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» (далее – ФГОС ОО УО (ИН));
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
•
Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от
22.03.2021 № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи», утвержденными Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 года.
Цель коррекционного курса: правильное многогранное полифункциональное представление об
окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и
более эффективной социализации его в обществе, на основе создания оптимальных условий
познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Задачи коррекционного курса:
1.
Формирование на основе активизации работы всех органов чувств и адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
2.
Коррекция
недостатков
познавательной
деятельности
детей
путем
систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
3.
4.
Формирование пространственно-временных ориентировок;
Развитие слухоголосовых координаций;
5.
Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
6.
7.
Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
8.
Исправление недостатков
моторики,
совершенствование
зрительно-двигательной координации;
9.
Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих
способностей предполагается исправление присущих обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), недостатков психофизического развития и формирование у
них относительно сложных видов психической деятельности. Общая коррекционная работа,
осуществляемая в процессе занятия, должна дополняться индивидуальной коррекцией
недостатков, характерных для отдельных детей.
Тематический план курса занятий «Развитие моторики и сенсорных процессов» является
вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников,
имеющих сходные затруднения.
•
•
•
•
•
•
•
Предусматривает изучение следующих разделов:
•
•
•
Развитие слухового восприятия.
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Тактильно-двигательное восприятие.
Кинестетичское и кинетическое развитие.
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.
Развитие зрительного восприятия.
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния,
барических ощущений, вкусовых качеств.
Восприятие пространства.
Восприятие времени.
Основной формой является коррекционное занятие. Занятие проводится с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся, продолжительность занятий 20-40 мин.
1
этап. Вводный. На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие
психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика,
положительный настрой к продуктивной совместной деятельности.
2
этап. Основной. Предполагает повторение пройденного и реализацию
соответствующего раздела программы. После выполнения основного содержания занятия
применяются упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиотерапия).
3
этап. Заключительный. На данном этапе осуществляется закрепление пройденного,
детям предлагается перечислить игры, в которые они играли, что им понравилось и чем им не
хотелось заниматься.
Для проведения коррекционного занятия требуется специально организованная предметнопространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития
сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные
пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного
картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.)
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебный план коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» включен
в 5 классе в объёме 1 час в неделю (34 часа), форма проведения – фронтальная.
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Подписанный цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА С. КОШУКИ
ШКОЛА С. КОШУКИ
Эл. адрес:
scoolkosuki@mail.ru
Дата: 2022/12/22 13:35:15
+05'00'