Аннотация к рабочей программе по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Курс является обязательным для реализации и относится к коррекционноразвивающей области. Инновационные для содержания образования обучающихся с
умственной отсталостью курсы коррекционно-развивающей области разрабатывалисьс
опорой на имеющиеся диагностические материалы, адаптированные программы и
методические разработки. В области логопедии таковыми являются работы Г.В.
Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.А. Ишимовой, О.И. Азовой и другими
авторами, на их методические позиции и конкретные рекомендации к обучению
школьниковс УО.
Содержание программы базируется на принципах дифференцированного и
деятельностного подхода. Деятельностный подход в образовании строится на признании
того, что развитие личности обучающихся с УО определяется характером
организациидоступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития предполагается
на
основе
формирования
универсальных
учебных
действий.
Выделяются
соответствующие учебным предметам критерии оценки проявлений сформированности
коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, а
также конкретизированы личностные результаты образования, что в полной мере
соотносится с формированием сферы жизненной компетенции.
Сущность дифференцированного подхода в наибольшей мере отражается в
вариативности логопедических занятий. Она заключается в выборе форм работы с
ребенком в зависимости от степени выраженности логопедических проблем и уровня
сформированности познавательной деятельности и системы произвольной регуляции
1. Общая характеристика коррекционного курса.
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психологомедико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в
условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП,
преодоление и (или) ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и
физическом развитии.
Коррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых и
индивидуальных занятий с использованием технологии личностноориентированного
развивающего обучения. Организационный период, предшествующий началу
систематических логопедических занятий рассчитан на две недели сентября в начале
учебного года. На основании чего комплектуются группы с учётом вида речевой
патологии из учеников одного класса.
Наполняемость групп для логопедических занятий 4 – 6 обучающихся, подгруппы из
2 – 3 человек. Основной формой являются групповые занятия, но предусматриваются и
индивидуальные занятия.
Продолжительность подгрупповых занятий - 20-25 минут, групповых - 40 минут.
Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.
Количество часов, указанных в программе на каждую тему примерное и зависит от
степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей
обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта,
регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала детьми.
2. Цели и задачи изучения коррекционного курса.
Цель логопедических занятийпредупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и
дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых
правил, по предмету «Русский язык».
Основными задачами логопедической работы является:
− повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических,
орфографических) ошибок;
− закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в
речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем
окружении;
− вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного,
разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и
коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
3. Место коррекционного курса в учебном плане.
«Логопедические занятия» относятся к коррекционно-развивающей области
«Коррекционные занятия» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа коррекционных курсов
«Логопедические занятия» в 5-9 классах рассчитана на 102 часа (34 учебные недели) и
составляет 3 часа в неделю в форме индивидуальных занятий.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
00 fa6fb6172ff3e37885f9870a31fcab6b
Владелец: Кузьмина Мария Васильевна
Действителен с: по: 25.07.24