РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД» для обучающихся 6 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального
образования Свердловской области
МКУО-Управление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ СО школа с. Кошуки

Приложение № 9 к ООП ООО
утв. приказом директора
МКОУ СО школы с. Кошуки
от 01.09. 2023 г. № 149

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД»
для обучающихся 6 класса
Реализуется в рамках Федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в соответствии с «Адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Вариант 1)

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

с. Кошуки, 2023 год

Сертификат:
00 fa6fb6172ff3e37885f9870a31fcab6b
Владелец: Кузьмина Мария Васильевна
Действителен с: 02.05.2023 по: 25.07.2024

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Сельскохозяйственный труд») составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» («Сельскохозяйственный труд»)
относится к предметной области «Технология» и является обязательной
частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету
«Профильный труд» («Сельскохозяйственный труд») в 6 классе в
соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 204 часа в год (6 часов в неделю).
Рабочая программа определяет цель и задачи учебного предмета
«Профильный труд»(« Сельскохозяйственный труд»).
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) в процессе
формирования их трудовой культуры.
Задачи обучения:
− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
− обучение обязательному общественно полезному, производительному
труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных
видов труда дома, в семье и по месту жительства;
− расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на
современном производстве;
− ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;

− формирование
представлений
о
производстве,
структуре
производственного процесса, деятельности производственного предприятия,
содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны
профили трудового обучения в образовательной организации;
− ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному
из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обучающихся;
− формирование
трудовых навыков и
умений, технических,
технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний,
необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
− формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
− совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− коррекция и развитие познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
− коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение);
− коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе
формирование практических умений;
− развитие регулятивной функции деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Сельскохозяйственный труд») в 6 классе определяет следующие задачи:
- формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к рабочим
местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними;
- способствовать формированию сельскохозяйственных знаний, трудовых
умений и навыков, достаточных для участия выпускников сельских школ в
производственном
сельскохозяйственном
труде
по
несложным
специальностям;
- корригировать недостатков трудовой деятельности;
- воспитывать положительное отношение к сельскохозяйственному труду,
бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость,
ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение
к людям различных профессий и к результатам их труда;

- формировать представление о технологии как части общечеловеческой
культуры, ее роли в общественном развитии.
Коррекционная
работа
в
процессе
сельскохозяйственного
профессионально-трудового обучения проводится по трем основным
направлениям:
- коррекция недостатков трудовой деятельности обучающихся с
умственной отсталостью;
- обучение школьников с нарушениями интеллекта имению применять
общеобразовательные знания при выполнении трудовых заданий;
- уточнение представлений учащихся об окружающем мире и
расширение их кругозора.
2. Общая характеристика учебного предмета
Специфика обучения сельскохозяйственному труду в отличие от
других видов профессионально-трудового обучения, учащихся с
интеллектуальными нарушениями обусловлена длительностью процесса
получения конечного результата труда, т. е. наличием значительного
промежутка времени между началом работы по созданию какой-либо
сельскохозяйственной продукции и получением конечного результата.
На уроках сельскохозяйственного труда необходимо, прежде всего,
вооружить учащихся практическими знаниями по выращиванию растений и
уходу за животными.
Овладение приемами труда является не только средством расширения
трудового опыта школьника с умственной отсталостью, но и предпосылкой
успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности.
У обучающихся с нарушениями интеллекта могут быть сформированы
на достаточно высоком уровне навыки выполнения только основных
трудовых операций, характерных для специальности сельскохозяйственного
рабочего.
Основными сельскохозяйственными операциями считаются: обработка
почвы, посев и посадка растений, уход за ними и уборка урожая, очистка
животноводческих помещений, кормление животных, доение коров.
К концу обучения учащиеся должны выполнять эти операции на
уровне сформированного навыка, т.е. во время работы не только правильно
держать инструмент, орудие труда, но и правильно выполнять рабочие
движения в определенной рабочей позе, работать быстро и
высококачественно.
Подготовленность обучающихся с интеллектуальными нарушениями к
труду характеризуется также степенью их самостоятельности при
выполнении трудовых заданий, особенно тех, которые они выполняют
впервые.
Известно, что самостоятельность обучающихся в труде зависит от
уровня сформированных у них общетрудовых умений (ориентация в
трудовых заданиях, планирование и контроль хода их выполнения).

Исследованиями установлено, что умения ориентироваться в трудовых
заданиях, планировать и контролировать свою работу не вырабатываются у
учащихся с умственной отсталостью автоматически в процессе труда, а
формируются в результате специального коррекционного обучения. Поэтому
задача коррекции недостатков трудовой деятельности учащихся с
умственной отсталостью является одной из важнейших.
3. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, необходимыми в повседневной
жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знание названий материалов, процесса их изготовления; изделий, которые
из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
- знание свойств материалов и правил хранения, санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
- знание принципов действия, общего устройства машины (на примере
изучения любой современной машины: автомобиля, трактора и т.п.);
- знание и применение правил безопасной работы с инструментами и
оборудованием, санитарно-гигиенических требований при выполнении
работы;

- владение основами современного промышленного и сельскохозяйственного
производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
- чтение технологической карты, используемой в процессе изготовления
изделия;
- составление стандартного плана работы;
- определение утилитарной и эстетической ценности предметов, изделий;
- понимание и оценка красоты труда и его результатов;
- использование эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе;
- эстетическая оценка предметов и их использование в повседневной жизни в
соответствие с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
- распределение ролей в группе, сотрудничество, установление
взаимопомощи;
- учет мнений товарищей и педагогов при организации собственной
деятельности и совместной работы;
- комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений
товарищей;
- посильное участие в благоустройстве и озеленение территорий, охране
природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
- осознанное определение возможностей различных материалов,
осуществление их целенаправленного выбора в соответствии с физическими,
декоративно-художественными
и
конструктивными
свойствами
в
зависимости от задач предметно-практической деятельности;
- планирование предстоящей практической работы, соотнесение своих
действий с поставленной целью;
- осуществление настойки и текущего ремонта инструмента;
- отбор в зависимости от свойств материалов и поставленных целей
оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной
обработки материалов;
- создание материальных ценностей, имеющих потребительскую стоимость и
значение для удовлетворения общественных потребностей;
- самостоятельное определение задач предстоящей работы и оптимальной
последовательности действий для реализации замысла;
- прогнозирование конечного результата и самостоятельный отбор средств и
способов работы для его получения;
- владение некоторыми видами общественно-организационного труда
(выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса,
звеньевого и т.д.);

- понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности, способность к самооценке;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного
мира с миром природы.
Требования к оцениванию
Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется
по 5-ти бальной шкале и базируется на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов:
 «неудовлетворительно» или «2» - обучающийся верно выполняет менее
35% заданий;
 «удовлетворительно» или «3» - обучающийся верно выполняет от 35%
до 50% заданий;
 «хорошо» или «4» - от 51% до 65% заданий;
 «очень хорошо» (отлично) или «5» – свыше 65% заданий.
Оценки выставляются в электронный классный журнал в виде отметок
«5», «4», «3», «2».
4. Содержание учебного предмета
В 6 классе для изучения и выращивания предлагаются столовые
корнеплоды, репчатый лук и лук-севок. На занятиях по животноводству
предусмотрены приемы ухода за домашней птицей, овцами и козами.
В структуру программы входят следующие обязательные содержательные
линии:
 Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень
основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их
основные свойства. Происхождение материалов (природные,
производимые промышленностью и т.д.).
 Инструменты и оборудование. Простейшие инструменты ручного
труда, приспособления, станки и пр. Устройство, наладка, подготовка к
работе инструментов и оборудования. Ремонт, хранение инструмента.
Свойства
инструмента
и
оборудования
–
качество
и
производительность труда.
 Технологии изготовления предметов труда. Предметы профильного
труда; основные профессиональные операции и действия;
технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и
изготовление стандартных изделий под руководством педагога.
Применение элементарных фактических знаний и /или ограниченного
круга специальных знаний.

 Этика и эстетика труда. Правила использования инструментов и
материалов (запреты и ограничения). Инструкции по технике
безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к
организации рабочего места. Правила профессионального поведения.

5. Тематическое планирование
«Профильный труд. Сельскохозяйственный труд» 6 класс (6 часов в неделю, 204 в год)
№

Тема урока

Кол- Дата
во
часов

Основное содержание уроков и виды работ по теме

I четверть
Уборка картофеля
1

Сроки и способы уборки картофеля.

3

2

Хранение картофеля.

10

Сроки уборки.Ботва.Способы уборки. Особенности уборки
клубней при поражении картофеля фитофторозом.
Словарь: ботва, фитофтороз.
Вопросы с. 5 учебника.
Задания с. 5 учебника.
Просушка и сортировка клубней. Хранилище для
картофеля. Закладка клубней на хранение.
Контейнера (решетчатые ящики), закром.
Словарь: контейнера, закром.
Вопросы с. 7 учебника.
Правила безопасной работы при уборке картофеля и
закладке клубней на хранение.
Практическая работа: «Уборка картофеля и закладка
клубней на хранение».

Почва и её обработка
3

Почва.

3

4

Состав почвы.

4

Понятие о почве. Основное свойство почвы – плодородие.
Элементы питания и другие условия для нормального их роста
и развития. Слои земли. Охрана почвы.Вредные отходы, их
хранение.
Словарь: почва, плодородие, элементы питания.
Вопросы с. 10 учебника
Песок и глина в почве.Состав почвы.Опыт 1.
Вода и воздух в почве. Состав почвы.Опыт 2. Опыт 3.
Перегной почвы. Опыт 4.

5

Песчаная и глинистая почва.

3

6

Обработка почвы.

3

7

Обработка почвы вручную.

6

Минеральные соли в почве. Опыт 5.
Словарь: пробирка, перегной почвы, минеральные соли.
Вопросы и задания на с. 12-13 учебника.
Определение песчаной и глинистой почв. Сравнение
способностей песчаной и глинистой почв пропускать воду.
Опыт. Водные свойства песчаной и глинистой почв.
Словарь: песчаная почва, глинистая почва, затяжные дожли,
набухание.
Вопросы и задания на с. 15 учебника.
Значение обработки почвы.Пахатный слой.
Виды обработки почвы: вспашка, боронование, культивация
и другие.
Словарь:пахатный слой, вспашка, боронование, культивация.
Вопросы и задание на с. 17 учебника.
Перекопка почвы.Состав лопаты: деревянный черенок (ручка)
и железный штык (полотно). Лопата с закругленным штыком,
остроконечным штыком. Борозда, глубина перекопки.
Требования к качеству перекапывания.
Ручной инвентарь для обработки почвы: вилы, их строение.
Мотыга, грабли, специальное приспособление – зубовой
маркер.
Словарь: лопата, черенок, штык, глубина перекопки, вилы.
Вопросы на с. 20 учебника
Правила перекопки почвы лопатой.
Правила безопасной работы лопатой.

Чеснок
8

Строение и особенности растения чеснока.

3

Строение растения:плоские узкие листья и луковица. Состав
луковицы чеснока: зубки, общая чешуя (рубашка). Донце и
верхушка зубка. Растения чеснока, посаженное осенью
(озимый чеснок). Растения чеснока, посаженное весной (яровой
чеснок).
Соцветие шаровидной формы: приветный лист (чехол) с
длинным острым носиком, стрелка.
Некоторые особенности растения:посадка, размножение
чеснока. Воздушные луковицы – бульбочки. Отличительные

9

Подготовка почвы и посадка чеснока.

6

особенности растения чеснока.
Значение чеснока.
Словарь: зубки, донце зубка, озимый и яровой чеснок,
соцветие шаровидной формы, прицветный лист, стрелка,
бульбочки.
Вопросы на с. 24 учебника.
Подготовка почвы, виды почвы,на которых хорошо растет
чеснок.
Глубина вспашки, внесение перегноя. Рыхление и
выравнивание почвы бороной или граблями после вспашки или
перекопки.
Сроки и способы посадки.
Посадка чеснока осенью в средней полосе. Посадка чеснока на
больших полях луковой сажалкой или вручную под маркёр
ленточным способом. Посадка чеснока на небольших участках
и огородах вручную рядовым способом. Расстояние между
зубками. Засыпание участки или грядки после посадки чеснока
торфом или перегноем.
Словарь: луковая сажалка, ленточный и рядовой способ
посадки.
Вопросы и задание на с. 25 учебника.
Практическая работа: «Подготовка почвы под осенью
посадку чеснока».
Практическая работа: «Посадка чеснока».

Осенний уход за ягодными кустарниками
10

Ягодные кустарники.

3

11

Уход за ягодными кустарниками.

10

Крыжовник.Крупные колючки на стеблях. Цвет ягод.
Употребление в пищу в свежем и переработанном виде.
Малина.Стебли малины. Величина и стебли ягод.
Употребление в пищу в свежем и переработанном виде.
Применение в медицине.
Словарь: кисти, витамины.
Вопросы на с. 29 учебника.
Обработка осенью вокруг кустов. Лопата-штык для
подкапывания сорняков; обыкновенная лопата для перекопки
почвы вокруг кустов.

Вопросы на с.30 учебника.
Практическая работа: «Уход за ягодными кустарниками в
осеннее время».

II четверть
Домашняя птицы
12

Значение и особенности домашней птицы.

2

13

Куры.

2

14

Гуси и утки.

2

Значение домашней птицы.Различные виды домашней
(сельскохозяйственной) птицы: куры, гуси, утки и индюки, их
значение.
Особенности домашней птицы.Мясо (бройлеры) яйца. Тело
птицы, клюв птицы, отсутствие зубов, перетирание пищи.
Словарь: домашняя (сельскохозяйственная) птица, бройлеры.
Вопрос на с.32 учебника.
Внешний вид кур. Крылья, хвост, гребень, бородка. Ноги и
когти кур. Различие курицы и петуха по внешнему виду; хвост
петуха, косицы, шпоры. Цыплята. Средний вес кур и петухов.
Особенности кур.Зоб, зрение, строение ноги кур, закрепление
на насесте.
Породы кур.Многообразие пород кур, их различие по
внешнему виду, окраске перьев, размерам, хозяйственному
использованию. Мясные породы. Мясо-яичные породы:
юрловские голосистые, первомайские и другие.
Словарь: косицы, шпоры, зоб, насест.
Вопросы на с.34 учебника.
Внешний вид гусей и уток. Гуси и утки – водоплавающие
птицы, их отличие от кур. Костная шишка. Размер гусей.
Средний вес утки и селезня.
Особенности гусей.
Питание гусей. Роговые пластинки гуся. Откладывание яиц за
сезон. Ценность гусей.
Особенности уток. Питание уток.
Копчиковая железа. Откладывание яиц за сезон. Ценность уток.
Словарь: водоплавающие птицы, плавательные перепонки,
костная шишка, селезень, роговые пластинки, копчиковая
железа.
Вопросы на с.36 учебника.

15

Индейки.

2

16

Содержание домашней птицы.

2

17

Содержание
домашней
птицеводческих хозяйствах.

18

Содержание домашней птицы в домашних
условиях.

2

19

Оборудование птичника и ручной инвентарь

8

птицы

в

2

Внешний вид индеек. Индейки – крупные домашние птицы.
Строение.Кораллы. Отличие индюка от индейки.
Особенности индеек.Питание индейки. Откладывание яиц за
сезон. Ценность индейки.
Словарь: кораллы.
Вопросы на с.37 учебника.
Вольное содержание птицы. Птичник. Свободный выгул.
Выгульное содержание домашней птицы.
Выгульная площадка или выгульный двор.
Безвыгульное содержание домашней птицы.
Словарь: птичник, свободный выгул, выгульная площадка или
выгульный двор.
Вопросы и задание на с. 38 учебника.
Птицеводческие хозяйства. Животноводческие фермы.
Птицеводческие
фермы
(птицефермы).
Птицефабрика,
инкубатор.
Напольное содержание домашней птицы.
Клеточное содержание кур. Вентиляция.
Кормление кур.Комбинированный корм (комбикорм), корма
животного происхождения.
Словарь:
животноводческие
фермы,
птицефермы,
птицефабрики, инкубатор, напольное содержание домашней
птицы,
клеточное
содержание
кур,
вентиляция,
комбинированный корм (комбикорм), корма животного
происхождения.
Вопросы на с. 43 учебника.
Птичники для вольного содержания птицы. Помётные щиты
для облегчения уборки помёта, гнёзда, насесты, поилки и
кормушки для зерновых смесей, мела и мелкого гравия.
Птичники с выгульной площадкой.
Птичник с выгульной площадкой. Открытые загоны,
обнесенные проволочной сеткой и навесами.
Словарь: помётные щиты, загоны.
Вопрос на с. 45 учебника.
Оборудование птичника. Изготовление насеста, гнезда для
птицы. Вставка для гнезда. Кормушки для сухих кормов и для

влажных мешанок. Поилки для кур и индеек.
Ручной инвентарь для уборки птичника: совки на длинной
ручке, совковые лопаты, вилы, скребки, ведра, тележки, тачки,
носилки, мётлы. Чистка и хранение инвентаря (тамбур).
Словарь: мешанки.
Вопрос на с. 47 учебника.
Правила безопасной работы при уборке птичника.
Практическая работа: «Уборка помещений птичника».
Практическая работа: «Уборка выгульного двора».

для уборки.

Удобрения
2

20

Виды удобрений.

21

Органические удобрения.

2

22

Навоз.

2

23

Торф.

2

24

Птичий помет.

1

25

Компост.

2

Понятие об удобрениях.
Виды удобрений: органические и минеральные.
Словарь: органические и минеральные удобрения.
Вопрос на с. 50 учебника.
Виды органических удобрений: навоз, птичий помет, торф,
компост.
Значение органических удобрений. Удобрения для песчаной
и глинистой почвы.
Вопросы и задания на с. 51 учебника.
Виды навоза: конский, коровий, свиной, овечий.
Ценность навоза. Конский и овечий навоз. Коровий и свиной
навоз. Свежий навоз. Полуперепревший навоз. Перепревший
навоз. Перегной.
Словарь: свежий, полуперепревший и перепревший навоз,
перегной.
Вопросы и задания на с. 53 учебника.
Образование торфа. Добыча торфа.
Вопросы на с. 53 учебника.
Место сбора помета. Полужидкий птичий помет. Сухой
помет.
Приготовление компоста. Составные части компоста.
Торфонавозный компост, его состав. Растительно-земляной
компост, его состав. Компостные кучи.
Словарь: компост, торфонавозный и растительно-земляной
компост.
Вопросы на с. 55 учебника.

26

Заготовка органических удобрений.

2

27

Хранение органических удобрений.

7

Сбор навоза в крупных хозяйствах. Сбор навоза в небольших
хозяйствах, навозохранилище.
Правила безопасной работы при заготовке органических
удобрений.
Хранение навоза. Хранение навоза штабелями.
Устройство навозохранилища. Устройство и место для
навозохранилища. Жижесборник.
Хранение птичьего помета. Хранение натурального,
полужидкого и сухого помета.
Словарь: штабеля, навозохранилище, жижесборник.
Вопросы на с. 57 учебника.
Практическая работа: «Заготовка навоза».
Практическая работа: «Заготовка птичьего помета».
Практическая работа: «Компостирование птичьего помета,
смешанного с подстилкой».

III четверть
Овцы и козы
Значение овец и коз. Назначение овчины (шкуры, снятой с
2

28

Значение и особенности овец и коз.

29

Овцы.

3

30

Породы овец.

2

нестриженных овец. Баранина. Козлины (шкуры коз).
Особенности овец и коз.Разведение овец и коз. Жвачные
животные. Жвачка.
Словарь: овчины, баранина, козлины, жвачные животные,
жвачка.
Вопросы на с. 61 учебника
Внешний вид овец. Вид овцы и барана. Матка. Безрогая овца
(комолая). Курдючные овцы. Курдюк. Однородная и
неоднородная шерсть.
Особенности овец.Овцы – стадные животные. Ягненок.
Стрижка овец. Руно.
Словарь: баран, матка, комолая овца, курдюк, однородная и
неоднородная шерсть, ягненок, руно.
Вопросы и задание на с. 63 учебника
Различия породы овец по однородности шерсти, толщине
шерстинок, и по другим признакам: тонкорунные,
полутонкорунные, грубошёрстные.
Тонкорунные породы.

31

Козы.

2

32

Породы коз.

4

33

Содержание овец и коз.

2

34

Оборудование помещения для овец и коз.

2

Полутонкорунные породы.
Грубошёрстные породы.
Шкурки молодых ягнят (каракуль). Изделия из шкур овец.
Словарь: каракуль.
Вопросы на с. 64 учебника.
Внешний вид коз. Сережки, хвост, рога козла (самца), борода
козла. Цвет шерсти, пух, ость.
Особенности коз. Характер козы и козлят.
Питание коз. Стадо коз. Пастбища.
Словарь: сережки, пух, ость.
Вопросы на с. 66 учебника.
Породы коз: шёрстные, пуховые и молочные породы коз.
Шёрстные породы.Ангорская порода коз. Шерсть, Цвет,
производство мохера.
Пуховые породы.Оренбургская и придонская породы. Шерсть.
Цвет.
Молочные породы.Зааненская порода. Масса. Цвет. Шерсть.
Словарь: мохер.
Вопросы и задание на с. 67 учебника.
Стойлово-пастбищное содержание овец и коз.
Стойлово-пастбищное содержание животных. Стойловый
период. Пастбищный период.
Помещения для содержания овец и коз.
Устройство помещения для овец и коз (овчарни). Устройство
крыши. Шифер, солома, камыш.
Стены. Обивка толем рубероидом или обмазывание глиняным
раствором. Окна, полы, дверь.
Открытый огороженный выгульный двор – баз.
Двор – подсобное помещение.
Словарь: стойлово-пастбищное содержание овец и коз,
стойловый период, пастбищный период, овчарня, шифер, толь,
рубероид, баз.
Вопросы на с. 69 учебника.
Кормушки для овец и коз. Комбинированные кормушки.
Поилки в виде деревянного или металлического корыта.
Словарь: комбинированные кормушки.

35

Уход за овцами и козами в зимнее время.

2

36

Содержание молочных коз.

7

37

Корма для овец и коз.

4

Вопрос на с. 70 учебника.
Помещение для овец и коз. Подстилка. Материал подстилки.
Выгульный двор зимой. Полная очистка овчарни и выгульного
двора летом. Инструменты для очистки выгульного двора от
снега: деревянная лопата или метла. Инструменты для уборки
остатков грубых кормов (сена и соломы): деревянные грабли.
Инструменты для уборки кормушки со сплошным дном: веник,
скребок или совок. Инструменты для очистки овчарни и
выгульного двора от навоза после зимы – рубак. Вынос мусора
на носилках или вывоз на тележке.
Словарь: рубак.
Вопросы на с. 72 учебника.
Требования к содержанию молочных коз. Утеплённое
помещение – козлятник, требования к нему. Полка из чистых,
гладких досок – лежак. Выгульный двор. Решётчатые
кормушки. Уход за молочными козами.
Словарь: козлятник, лежак.
Вопросы на с. 73 учебника.
Правила безопасной работы при уходе за овцами и козами.
Практическая работа: «Уборка выгульного двора овчарни
в зимнее время».
Группы корма для овец и коз: грубые, сочные и зерновые
корма.
Грубые корма:сено, солома, мякина.
Сено луговое, степное и сено сеяных трав. Степное сено или
сено суходольных лугов. Сено с влажных болотистых лугов.
Заготовка сена для овец и коз в небольших хозяйствах, сено на
лугах, по лесным полосам, оврагам и балкам.
Ядовитые травы: паслен, чёрный молочай, наперстянка, вех
ядовитый, борец, черемица, дурман, чистотел, белладонна,
хвощ.
Хорошее сено, его характеристики. Недоброкачественное сено,
его характеристики.
Солома ячменная, овсяная, просяная. Мякина. Веточный корм
– это ветки тополя, березы, осины, ольхи, рябины, липы.
Сочные корма.Зеленый корм пастбищ, кормовая свекла,

38

Кормление овец и коз.

6

39

Стрижка овец.

2

кормовая морковь, тыква, кабачки, картофель.
Зерновые корма.Зерно овса, ячменя, кукурузы.
Отруби. Минеральная подкормка – мел и поваренная соль.
Подготовка кормов к скармливанию.
Подготовка соломы, кормовой свеклы, кормовой моркови и
картофеля, зернового корма.
Ручной инвентарь при подготовке и раздаче кормов: ведра,
баки, кружки, совки, ножи, весы.
Словарь: суходольные луга, мякина, отруби, минеральные
подкормки, навильник.
Вопросы на с. 78 учебника.
Кормление овец и коз в зимнее время. Рацион кормления.
Время кормления и поения.
Кормление ягнят и козлят.Рацион ягнят и козлят в течение
первого месяца после рождения; с месячного возраста; в 2месячном возрасте; в 3-месячном возрасте; для 4-х месячных
ягнят и козлят, старше четырех месяцев.
Кормление молочных коз. При стойловом содержании
молочных коз кормление в летнее время: обертки кукурузных
початков, корзинки подсолнечника, листья капусты, стебли
гороха после уборки бобов.
Словарь: рацион.
Вопросы на с. 79-80 учебника.
Правила раздачи кормов при кормлении овец и коз.
Практическая работа: «Кормление овец и коз».
Сроки
стрижки.
Сроки
стрижки
тонкорунных
и
полутонкорунных овец. Остриженные овцы, их содержание.
Стрижка грубошерстных овец. Стрижка романовских овец.
Способы стрижки в крупных хозяйствах с помощью
электрических стригальных машинок и вручную специальными
ножницами.
Обработка шерсти.Хранение шерсти. Пряжа (шерстяные
нитки), ее просушивание, прочесывание на специальных
чесальных машинах или на гребнях.
Словарь: стригальные машины, пряжа, чесальные машины.
Вопросы на с. 83 учебника.

40

Чёска коз.

2

Сроки чески. Начало линьки.
Способы чески. Ческа коз вручную с помощью специальных
гребней.
Ческа придонских коз, оренбургских коз.
Обработка пуха. Прочесывание пуха.
Вопросы на с. 84 учебника.

Полевые культуры
Полевые культуры – основные сельскохозяйственные культуры
2

41

Группы полевых культур.

42

Зерновые культуры.

3

43

Кормовые культуры.

4

в растениеводстве. Группы полевых культур: зерновые,
зернобобовые, кормовые, технические.
Зерновые культуры: пшеница, рожь, ячмень и другие. Зерно.
Зерно зернобобовых культур – боб. Зернобобовые культуры:
горох, фасоль, бобы, соя, чечевица и др.
Кормовые культуры: корневые травы, корневые корнеплоды и
другие.
Технические культуры: подсолнечник, сахарная свекла и
другие.
Словарь: полевые культуры, зернобобовые, кормовые и
технические культуры.
Вопросы на с. 86 учебника.
Пшеница и рожь. Соломина. Вздутия (узлы на стебле). Колос.
Колосья пшеницы с остями, без остей. Пшеница остистая и
безостая. Окраска, форма, озимая и яровая пшеница. Рожь
озимая. Ее высеивают осенью. Мука и изделия из нее. Крупа
манная и пшеничная.
Кукуруза. Початки кукурузы. Изделия из зрелого зерна
кукурузы: мука, крупа, кукурузные хлопья и другие.
Словарь: соломина, узлы, колос, ости, озимая и яровая
пшеница, озимая рожь, початки.
Вопросы и задания на с. 88 учебника.
Кормовые культуры, их группы: кормовые корнеплоды,
кормовые бахчевые, кормовые травы.
Кормовые корнеплоды.Кормовая свекла, кормовая морковь и
другие культуры.
Кормовые бахчевые культуры:кормовой арбуз, кормовая
тыква, кормовые кабачки. Кормовой арбуз. Кора и мякоть с

44

Технические культуры.

45

Группы овощных культур.

46

Капустные овощные растения.

3

семенами. Кормовая тыква. Кора и мякоть плодов.
Кормовые травы.Культурные и дикорастущие. Многолетние
и однолетние кормовые травы. Клевер и люцерна –
многолетние кормовые травы. Суданская трава и вика –
однолетние кормовые травы.
Словарь: корнеплод, кора, мякоть, дикорастущие травы.
Вопросы и задания на с. 91 учебника.
Технические культуры: подсолнечник, сахарная свекла, лен,
хлопчатник и другие.
Подсолнечник. Корзинка подсолнечника, получение масла,
лузга, ядра.
Сахарная свекла.Корнеплод белого цвета. Лен.
Словарь: соцветие-корзинка, лузга, ядра, корнеплод.
Вопросы и задания на с. 93 учебника.

Овощные культуры
Овощные культуры – столовые корнеплоды, капустные
2

2

овощные растения, плодовые овощные растения, луковичные
овощные растения и зеленые овощи.
Столовые корнеплоды – столовая морковь, столовая свекла,
репа, редька, редис.
Капустные овощные растения – капуста кочанная, цветная,
брюссельская, брокколи. Кочаны, соцветия и другие части
растения.
Плодовые овощные растения – огурец, томат, перец, баклажан.
Плоды растений.
Луковичные овощные растения – лук, чеснок и другие.
Зеленые овощи – укроп, петрушка, салат, сельдерей и другие.
Словарь: овощные культуры, столовые корнеплоды,
капустные овощные растения, плодовые овощные растения,
луковичные овощные растения, зеленые овощи, кочаны, плоды.
Вопросы на с. 95 учебника.
Капуста кочанная. Толстый стебель (кочерыги) и широкие
листья. Белокочанная и краснокочанная капуста.
Капуста цветная.Головка с недоразвившимися соцветиями
белого цвета.
Капуста
кольраби.Утолщенный
стебель
(стеблеплод)

47

Плодовые овощные растения.

2

48

Зеленые овощи.

2

49

Столовые корнеплоды.

50

Столовая морковь.

округлой формы.
Капуста брокколи.
Словарь: белокочанная и краснокочанная капуста, цветная
капуста, капуста кольраби, капуста брокколи, кочерыга,
головка, стеблеплод.
Вопросы на с. 97 учебника.
Огурец. Части растения. Стебель и листья. Зеленцы, завязь.
Томат. Части растения. Стебель и листья. Цветочные кисти.
Зрелые плоды томата.
Перец и баклажан.Перец сладкий и перец острый. Плоды
баклажана.
Словарь: зеленцы, завязь, полегающий стебель, цветочные
кисти.
Вопросы и задание на с. 100 учебника.
Укроп. Стебель растения, соцветие-зонтик, семена.
Петрушка. Листья петрушки. Листовая петрушка и корневая.
Салат. Листовой и кочанный.
Словарь: соцветие-зонтик.
Вопросы и задание на с. 102 учебника.

IV четверть
Столовые корнеплоды: столовая свекла, морковь, репа и
2

2

другие.
Столовые корнеплоды – двулетние растения.
Состав корнеплода – головка, шейка, корень.
Листья, стебли, цветки и плоды. Содержание столовых
корнеплодов.
Словарь: двулетние растения, головка и шейка корнеплода.
Вопросы и задание на с. 103 учебника.
Строение растения. Середина (сердцевина) и яркоокрашенная
часть вокруг середины. Цветоносные стебли, соцветия-зонтики,
состоящие из мелких белых цветков. Шипики.
Некоторые особенности растения.
Значение столовой моркови.
Словарь: цветоносные стебли, шипики.
Вопросы и задания на с. 105-106 учебника

51

Подготовка почвы и посев семян столовой
моркови.

2

52

Уход за посевами столовой моркови.

6

53

Столовая свёкла.

2

54

Подготовка почвы и посев столовой свёклы.

2

55

Уход за посевами столовой свёклы.

4

Подготовка почвы и внесение удобрений.
Сроки и способы посева. Овощные сеялки. Широкорядный
или ленточный способ посева семян. Глубина посева семян.
Разреженный посев, посев вручную.
Словарь: широкорядный и ленточный способ посева,
разреженный посев.
Вопросы и задания на с. 107-108 учебника
Уход за посевами столовой моркови: разрушение почвенной
корки, прополка, прореживание, подкормка и рыхление.
Разрушение почвенной корки.
Прополка. Обработка специальной жидкостью – гербицидами.
Прополка вручную, мотыгами.
Прореживание, подкормка, рыхление.
Словарь: гербициды.
Вопросы на с. 110 учебника
Правила
безопасной
работы
при
уходе
за
сельскохозяйственными растениями.
Практическая работа: «Подготовка почвы и посев семян
столовой моркови».
Практическая работа: «Уход за посевами столовой
моркови».
Строение растения. Соплодия (клубочки).
Некоторые особенности растения.
Значение столовой свеклы.
Словарь: соплодия (клубочки) свёклы.
Вопрос и задания на с. 115 учебника
Подготовка почвы и внесение удобрений.
Сроки и способы посева.
Вопросы на с. 116 учебника
Прополка и рыхление. Всходы столовой свёклы и сорняки.
Защитная зона. Смыкание рядков.
Прореживание.Первое
прореживание.
Вторичное
прореживание. Рыхление.
Словарь: защитная зона, смыкание рядков.
Вопросы на с. 118 учебника.
Практическая работа: «Подготовка почвы и посев семян

56

Выращивание семян столовых корнеплодов.

4

57

Луковичные овощные растения.

4

58

Лук репчатый.

2

столовой моркови».
Практическая работа: «Уход за посевами столовой
свёклы».
Выращивание и хранение маточников. Семеноводческие
хозяйства. Маточный участок. Маточники. Нижние части
листьев (черешки).
Высадка маточников столовых корнеплодов.
Лежкость во время хранения, устойчивость к болезням и по
другим признакам. Семенные участки разных сортов.
Сохранение чистоты сорта. Семенники столовых корнеплодов.
Подращивание.
Уход за семенниками. Прополка, подкормка и рыхление.
Уборка семенников.
Словарь: семеноводческие хозяйства, маточный участок,
маточники,
семенные
участки,
семеники,
лёжкость
корнеплодов, чистота сорта, черешки, подращивание.
Вопросы на с. 125 учебника.
Практическая
работа:
«Подращивание
маточников
столовой моркови и столовой свёклы». Практическая
работа: «Высадка маточников столовой моркови и
столовой свёклы». Практическая работа: «Уход за
семенникамистоловой моркови и столовой свёклы».
Двулетние, трёхлетние и многолетние луковичные растения.
Распространенные луковичные растения: репчатый лук, чеснок,
лук-порей, лук-шалот, лук-батун.
Лук-порей, лук-шалот, лук-батун.
Словарь:лук-порей, лук-шалот, лук-батун.
Вопросы на с. 130 учебника.
Строение растения. Трубчатые полые листья. Укороченный
стебель (донце). Луковичная чешуя. Нижняя часть донца
(пятка). Наружные чешуи луковицы, внутренние чешуи,
верхушка луковицы – шейка. Стрелка. Верхушка –
шаровидный зонтик. Мелкое семя лука – чернушка.
Некоторые особенности растения.
Мелкие луковицы – лук севок. Крупные луковицы – репка.
Значение лука репчатого.

59

Выращивание лука –севка.

2

60

Выращивание лука-репки.

2

61

Выращивание семян лука-репчатого.

4

62

Многолетние цветочные растения.

Словарь: полые листья, укороченный стебель (донце),
луковичные чешуи, пятка, стрелка, шаровидный зонтик,
чернушка, лук-севок, репка.
Вопросы и задания на с. 132-133 учебника.
Подготовка почвы и внесение удобрений.
Сроки и способы посева.
Уход за посевами.
Уборка и хранение.
Вопросы на с. 135 учебника.
Подготовка почвы и внесение удобрений.
Подготовка посадочного материала.
Сроки и способы посадки.
Уход за посадками.
Уборка и хранение.
Словарь: лук-толстошей.
Вопросы на с. 137 учебника.
Практическая работа: «Выращивание лука-севка».
Практическая работа: «Уборка и закладка на хранение
лука- севка».
Практическая работа: «Выращивание лука-репки».
Выращивание и хранение маточного лука.
Различие сортов лука. Маточный лук.
Высадка маточных луковиц.
Уход за семенниками.
Сбор семян.
Вопросы на с. 144 учебника.
Практическая работа: «Высадка маточных луковиц».
Практическая работа: «Уход за семенниками лукарепчатого».

Цветочные растения
Многолетние цветочные растения. Надземная часть растений –
2

стебли, листья, цветки. Подземная часть многолетних
цветочных растений, ее состав: корневище или луковица
(клубнелуковица), или клубень (корнеклубень). Зимующие
многолетники. Незимующие многолетники.
Словарь: надземная и подземная часть растений, корневище,

63

Зимующие многолетники.

2

64

Выращивание зимующих многолетников.

6

Всего часов за год:

204

клубнелуковица, корнеклубень, зимующие и незимующие
многолетники.
Вопросы на с. 147 учебника.
Многолетние цветочные растения, зимующие в открытом
грунте: флоксы, ирисы, мускари и другие. Групповая посадка
на фоне газона, деревьев или кустарников.
Флокс. Ирис (касатик). Мускари.
Словарь: групповая посадка, газон.
Задания на с. 149 учебника.
Флокс. Размножение. Части флокса (делёнки). Уход после
посадки: полив, рыхление почвы вокруг кустов рыхлителемкошкой, удаление сорняков, подкормка коровяком.
Ирис. Размножение. Розетка листьев. Уход после посадки:
полив, удаление сорняков, подкормка. Присыпание торфом или
торфокрошкой
Мускари. Размножение.
Словарь: делёнка, розетка листьев.
Вопросы на с. 151 учебника.
Практическая работа: «Весенний уход за зимующими
многолетниками».
Практическая работа: «Пересадка флоксов».
Практическая работа: «Пересадка ирисов».
Практическая работа: «Посадка мускари».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.