РП учебного предмета «ИЗО» (ФГОС УО) адаптированного основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ВАРИАНТ 1) 5 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ К АООП ООО (УО)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Кошуки

Рабочая программа
учебного предмета

«ИЗО»
(ФГОС УО)
адаптированного основного общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(ВАРИАНТ 1)

5 класс

Разработчик: Балдина Наталья Геннадьевна,
учитель изобразительного искусства, 1 кв. категория

Подписанный цифровой
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА С. КОШУКИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯЭл. адрес: scoolkosuki@mail.ru
ШКОЛА С. КОШУКИ Дата: 2022/12/22 13:57:32
+05'00'

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Изо» в 5 классе по адаптированной
основной общеобразовательной программе в предметной области «Искусство »
в соответствии с требованиями ФГОС образования с интеллектуальными
нарушениями, у обучающихся будут сформированы личностные и предметные
результаты.
Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях,
о насущно-необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и
развивающимся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседненвной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоения социальной роли обучающегося, проявление
социально-значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты АООП «Изо» включают освоение обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специфические
умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные
результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием
при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются
как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не
является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
знание

названий

художественных

материалов,

инструментов

и

приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно»,
«цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление

текущего

и

заключительного

контроля

выполняемых

практических действий и корректировка хода практической работы;

владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
применение

приемов

работы

карандашом,

гуашью,

акварельными

красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная

передача

цвета

изображаемого

объекта,

определение

насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание

названий

жанров

изобразительного

искусства

(портрет,

натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание

выразительных

средств

изобразительного

искусства:

«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объем и др.;
знание

правил

цветоведения,

светотени,

перспективы;

построения

орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

знание

способов

лепки

(конструктивный,

пластический,

комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
следование

при

выполнении

работы

инструкциям

учителя

или

инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка

результатов

собственной

изобразительной

деятельности

и

одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение

жанров

изобразительного

искусства:

пейзаж,

портрет,

натюрморт, сюжетное изображение.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе:
1. Обучающиеся должны знать:
 Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры,
декоративное рисование, рисование на тему);
 Отличительные признаки видов изобразительного искусства
(декоративно-прикладное творчество, живопись);
 Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве
(акварель, гуашь);
 Основные средства выразительности (цвет, объем, освещение)

2. Обучающиеся должны уметь:
 Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки
правильности рисунка;
 Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную
форму;
 Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном
рисовании;
 Передавать связное содержание и осуществлять пространственную
композицию в рисунках на темы;
 Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять
замеченные в рисунке ошибки;
 Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины,
принятые в изобразительной деятельности;
 Находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать
названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного
искусства, особенности изделий народных мастеров.

Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и
психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения
объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность
систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными
возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности,
эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки
в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование
эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и
рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве
способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки
навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения,
практические работы.
Рисование с натуры.
Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы,
объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование
предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор
красок в соответствии с натуральным цветом предмета.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе,
квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая
последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых
и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением
контура изображения.
Рисование на темы.
Изображение зрительных представлений на основе прочитанного
художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного
края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование
приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование
гуашевых и акварельных красок.
Беседы об изобразительном искусстве.
Разновидности изобразительного искусства: картины художников,
декоративно-прикладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли
изобразительного искусства в военных баталиях.

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
5 класс
Тема урока
№
Кол-во
урока
часов
1
Тематическое рисование «Воспоминание о лете»
1
2
Рисование геометрического орнамента в круге на основе
1
осевых линий.
3
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или
1
чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки,
листья).
4
Рисование симметричного узора по образцу.
1
5
Самостоятельное составление в полосе узора из растительных
1
элементов (чередование по форме и цвету).
6
Рисование мятой бумагой «Ваза с Цветами»
1
7
Рисование геометрического орнамента в круге (построение
1
четыpex овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг - по
шаблону).
8
Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных
1
природных форм.
9
Рисование простого натюрморта (например, яблоко и
1
керамический стакан).
10
Рисование несложного натюрморта из овощей
1
11
Рисование симметричного узора по образцу.
1
2
Беседа об изобразительном искусстве «Живопись»
1
13
Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из
1
стилизованных природных форм (круг - по шаблону
диаметром 12 см).
14
Рисование с натуры предмета шаровидной формы.
1
15
Рисование с натуры объемного предмета симметричной
1
формы (ваза керамическая).
16
Рисование с натуры игрушек.
1
17
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика:
1
посуда, игрушки, малая скульптура).
18
Декоративное рисование «Посуда»
1
19
Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы
1
«Крутой спуск», «Дорожные работы»).
20

Тематическое рисование «Осень в лесу»

1

21

Рисование с натуры объемного предмета конической формы
(детская раскладная пирамидка разных видов).

1

22

Беседа об изобразительном искусстве «Выразительные
средства живописи»
Беседа на тему «Hapоднoe декоративно-прикладное
искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы»,
«Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и
Meдвeдь» и др.).

1

24

Иллюстрирование отрывка литературного произведения по
выбору.

1

25

Декоративное рисование - оформление новогоднего
пригласительного билета (формат 7 х 30 см).

1

26
27

Рисование с натуры предметов комбинированной формы.
Рисование веточки рябины

1
1

28

Декоративное рисование «Елочные игрушки»

1

29
30

Тематическое рисование «Новогодняя открытка»
Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске
плотной бумаги размером 10 х 30 см).

1
1

31

Интегрированный урок. Тематическое рисование «Космос».

1

32
33

Рисование на тему «Лес зимой».
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о
школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое
сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А.
Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять
двойка», «Прибыл на каникулы»).
Рисование с натуры предметов комбинированной формы.

1
1

Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).
Рисование на тему «3имние развлечения» (примерное
содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят
снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и
санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.).
Беседа «Народное декоративно-прикладное искусство России»

1
1

23

34
35
36

37

1

1

1

38
39
40
41
42
43
44

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
56
57
58
59
60
61
62

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Декоративное рисование – составление узора для вазы.
Рисование в квадрате узора из растительных форм с
применением осевых линий (например, елочки по углам
квадрата, веточки посередине сторон).
Рисование с натуры объемных предметов округлой формы.

1
1
1

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета
(телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным
циферблатом).
Декоративное рисование.
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций
картин на тему «Мы победили» (В. Пузырьков.
«Черноморцы»; Ю. Непринцев. «Отдых после боя»; П.
Кривоногов. «Победа»; М. Хмелько. «Триумф победившей
Родины»).
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства, Графика».
Декоративное рисование плаката «8 Mapтa».
Рисование открытки к 8 Марта
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета
(чемодан, ящик, коробка).
Иллюстрирование отрывка литературного произведения
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета,
повернутого к учащимся углом (коробка с тортом,
перевязанная лентой; аквариум с рыбками).
Декоративное рисование, заполнение предложенной формы
графическими элементами (дудлинг)
Рисование с натуры объемного предмета, расположенного
выше уровня зрения (скворечник).
Выполнение эскиза « мода в школе»
Иллюстрирование отрывка из литературного про изведения
(по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Тематическое рисование «Любимый литературный герой»
Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз).
Выполнение эскиза эмблемы, посвященной спортивным
соревнованиям.
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по
выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Тематическое рисование «Весенний иейзаж»
Тематическое рисование «Весенний иейзаж»
Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора

1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

63
64

65
66
67

68

из растительных декоративно переработанных элементов в
геометрической форме (по выбору учащихся).
Беседа на тему «Виды изобразительного искусства,
Графика».Урок викторина.
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции
картин на тему о Великой Отечественной войне против
немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист
пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека.
«Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» карикатура).
Рисование симметричных форм: насекомые - бабочка,
стрекоза, жук - по выбору (натура - раздаточный материал).
Декоративная роспись морских камней «Жуки»
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.
Составление узора в круге с применением осевых линий и
использование декоративно переработанных природных форм
(например, стрекозы и цветка тюльпана).
Итоговая выставка.

1
1

1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».