Аннотация к рабочей программе «Я-ты-он-она—вместе целая страна»

Аннотация к рабочей программе «Я-ты-он-она — вместе целая
страна»
Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с
целью приобщения обучающихся к российским традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям; развития инициативности и
самостоятельности пятиклассников, умения работать в коллективе;
ориентирована на создание благоприятных условий для адаптации при
переходе на следующий уровень образования. Программа адресована
педагогам, классным руководителям, методистам, советникам директора по
воспитанию, руководителям образовательных организаций.
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания являются
традиционные российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и
укрепление является одной из стратегических целей системы образования, что
закреплено Указом президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 8091 и
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации2.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования, ФОП ООО реализуется
посредством урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами
воспитания.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО
разработана программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» (далее —
Программа) с целью приобщения обучающихся 5 классов к российским
традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Данная
Программа является преемственной по отношению к программе социальной
активности для обучающихся начальных классов «Орлята России».
Актуальность Программы
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов,
одним из которых является внеурочная деятельность обучающегося. Под
внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
направленная на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных),
осуществляемая в формах, отличных от урочной3.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую
работы, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы,
деловые игры и пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через
цикл занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным
проблемам современного мира. Данные занятия должны быть направлены на
удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся.
Основная цель занятий — развитие важных для жизни подрастающего

1

человека социальных умений: заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя
инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и
принимать другие точки зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение
психологического
благополучия
обучающихся
в
образовательном
пространстве школы, создание условий для развития ответственности за
формирование макро и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания обучающимися зон личного влияния
на уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного воз- раста к
подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть и еще
«психологических младшекласников», и одновременно младших подростков.
Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьника, которую он
занимал в начальных классах. У него появляется возможность к построению
обобщений
в
более
сложной
деятельности
по
усвоению
норм
взаимоотношений, что выражается в активизации интимно-личностного и
стихийно-группового общения. Фактически в пятом классе происходит
переход ведущей деятельности ребенкаот учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется
характер обучения по сравнению с начальной школой, по-этому особое
внимание в Программе уделено вопросам адаптации школьников к новым
условиям. Происходит активное формирование ценностной сферы личности,
определяются жизненные перспективы. Дети осознают себя и свои
возможности, интересы, способности, у них
формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое
будущее. В этом возрасте актуализируются потребности в установлении
доверительных отношений, признании и самоутверждении, главным образом,
в группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других
людей. Они начинают осознавать и нести ответственность за свои по- ступки,
внешняя регуляция активности смещается к внутренней регуляции.
Деятельность с одной стороны должна отвечать потребностям пятиклассника в
самоутверждении, а с другой — создавать условия для развертывания
отношений с товарищами и признания его реальной значимости как
полноправного члена общества 5. Участие в такой деятельности обеспечивает
признание взрослых и в то же время создает возможности для построения
разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под
которыми понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого
и ребенка, в которых активность взрослого способствует овладению
представлениями о какой-либо ценности, формированию отношения к ней и к
приобретению ребенком собственного опыта ее переживания. В событиях
ребенок преобразовывает персональный социальный опыт на личные
установки и позиции, включается в многообразные социальные связи, является

2

исполнителем разных ролевых функций, тем самым преобразует окружающее
общество и себя. Участие ребенка в такого рода событиях обеспечивает
активную социализацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с
учетом указанных выше возрастных особенностей
пятиклассников,
социальной ситуации развития детей в образовательной организации и
направлена на их активную социализацию.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям с учетом
субъектной позиции ребенка, его возрастных и
психологических
особенностей.
Задачи Программы:

● создание условий для усвоения обучающимися социальных норм,
духовно-нравственных ценностей, традиций;
● формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
● приобретение соответствующего социальным нормам,
традициям
социокультурного
опыта
поведения,
межличностных и социальных отношений;

ценностям,
общения,

у обучающихся
инициативности, самостоятельности,
● развитие
самопознания, ответственности, умения работать в коллективе;

● обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х
классов при переходе на следующий уровень образования.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00 fa6fb6172ff3e37885f9870a31fcab6b
Владелец: Кузьмина Мария Васильевна
Действителен с: по: 25.07.24

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».