МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
МОУО- Управление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ СО школа с. Кошуки
Приложение № 3 к ООП НОО
утв. приказом директора
МКОУ СО школы с. Кошуки
от 01.09. 2023 г. № 149
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Школа юных велосипедистов»
для обучающихся 3,4 классов
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
с. Кошуки, 2023
Сертификат: 00 fa6fb6172ff3e37885f9870a31fcab6b
Владелец: Кузьмина Мария Васильевна
Действителен с: по: 25.07.24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности «Школа юных велосипедистов» на уровне
начального общего образования составлена на основе нормативных документов
1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»
2. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»
3. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г.
№ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационнометодическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования).
4. Стратегиями развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и
Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).
Цели и задачи программы курса внеурочной деятельности
«Школа юных велосипедистов»
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его
участникам очень высокие требования. Они должны ориентироваться в сложной
дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных
ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.
В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число несчастных
случаев с детьми. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий,
произошедших по вине детей, являются недисциплинированность учащихся, незнание или
несоблюдение ими правил дорожного движения.
Главная задача взрослых – научить ребенка безопасно вести себя и правильно
ориентироваться в дорожных ситуациях, уметь мгновенно анализировать ситуацию на
дороге, правильно применять полученные знания.
Программа «Школы юных велосипедистов» адресована учащимся 3,4 классов.
Направленность программы – социально-педагогическая, срок реализации
программы - 1 год.
Программа создана для того, чтобы помочь начинающему велосипедисту
сохранить свое здоровье, а возможно, сберечь жизнь.
Некоторые ребята этого возраста легкомысленно полагают, что, не изучив
устройство велосипеда, правила дорожного движения, не овладев приемами управления
велосипедом, можно управлять им. Они торопятся выезжать на дороги, попадают в
сложную обстановку уличного движения, часто испытывают чувство растерянности и
могут попасть в беду. В связи с этим большое значение приобретает изучение правил
дорожного движения, ознакомление учащихся с требованиями, предъявляемыми к ним,
как к велосипедистам самой уязвимой категории участников дорожного движения.
Основу взаимодействия всех участников движения создают Правила дорожного
движения, которые необходимо четко знать, а самое главное — неуклонно выполнять.
Данная программа написана в соответствии с программами курса «ОБЖ», а также с
Правилами дорожного движения РФ (последняя редакция).
Программа рассчитана на 34 часа обучения для детей 10-12-летнего возраста.
Занятия проводятся по одному часу один раз в неделю. Занятия носят как теоретический,
так и практический материал.
Основная цель программы:
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганда
здорового образа жизни.
Для реализации программы необходимо решить следующие задачи:
- формирование знаний, представлений о безопасном поведении велосипедистов на
дороге.
- развитие умения анализировать, сравнивать, обосновывать;
- развитие ловкости, внимания, выносливости.
- воспитание чувства причастности к дорожному движению и ответственности за
свое поведение в условиях дороги;
- воспитание дисциплинированности, культуры поведения на улице.
Программа способствует воспитанию личности, стремящейся к здоровому образу
жизни.
Для достижения поставленных программой цели и задач используются следующие
формы занятий: лекции, беседы, просмотр презентаций, практическая работа на
применение знаний, тестирование.
Для реализации программы рекомендовано сочетание репродуктивных и частичнопоисковых методов обучения: словесных (сочетание монологического и диалогического
изложения материала с постановкой творческих задач), наглядных (наблюдение, просмотр
презентаций), практических.
Материально-техническая и дидактическая основа программы:
ТСО, наглядные средства, элементы автогородка, для проведения практических
занятий использование личных велосипедов учащихся.
Виды и формы промежуточной аттестации
При завершении ознакомления с каждой темой программы учитель проводит
мониторинг знаний учащихся по данной теме в различной форме: устный опрос, тест,
игра, викторина и др.
Виды контроля: самостоятельные работы, тесты, контрольные работы.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, тематический контроль,
контроль руководителя.
1. Тестовые формы контроля: задания с выбором ответа, на установление правильной
последовательности, на установление соответствия.
2. Соревнования.
3. Блиц-опрос по пройденному материалу.
Место учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане МКОУ СО школы с. Кошуки на изучение программы курса
внеурочной деятельности «Школа юных велосипедистов» на уровне начального общего
образования (3,4 классы) отводится 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ЮНЫХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры;
3) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным
состоянием;
4) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, населенного пункта, края)
5) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний при решении задач в области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
6) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на
основании анализа информации;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать овладение
следующими универсальными учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических
знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа научит учащихся безопасному поведению в различных ситуациях на
дороге, закрепит знания Правил дорожного движения.
В перспективе - снижение ДТП с участием детей; воспитание
дисциплинированных участников дорожного движения. К завершению курса обучения
Обучающиеся узнают:
1.
Правила дорожного движения,
2.
Правила езды на велосипеде,
3.
Сигналы велосипедиста,
4.
Знаки, регламентирующие движение велосипедиста и обозначающие
специальные места для катания на велосипеде,
5.
Экипировку велосипедиста,
6.
7.
Устройство и снаряжение велосипеда,
Правила перевозки людей и грузов на велосипеде.
Обучающиеся научатся:
1.
Выполнять правила пешеходов,
2.
Выполнять правила езды на велосипеде и перевозки людей и грузов,
3.
Определять места, специально предназначенные для движения пешеходов и
отведенные для езды на велосипеде,
4.
Правильно подавать сигналы при езде на велосипеде,
5.
Охарактеризовать знаки, регламентирующие движение велосипедиста и
обозначающие места для катания на велосипеде,
6.
Делать мелкий ремонт велосипеда,
7.
Взаимодействовать с другими участниками дорожного движения,
8.
Выполнять фигурное вождение велосипеда,
9.
Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь,
10.
Прогнозировать развитие дорожных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ЮНЫХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ»
1.
Устройство велосипеда. Общие положения правил дорожного
движения.
Устройство и работа велосипеда. Неполная сборка, разборка велосипеда, уход за
велосипедом. Значение терминологии общих положений правил дорожного движения.
2.
Дорожные знаки. Дорожная разметка
Предупреждающие; приоритета; запрещающие; предписывающие; особых
предписаний; информационные; сервиса; дополнительной информации знаки дорожного
движения. Значение дорожных знаков. Горизонтальная и вертикальная дорожная
разметка, ее значение.
2.
Общие обязанности водителей. Теоретические основы фигурного
вождения велосипеда.
Смысловое содержание общих обязанностей водителя. Элементы полосы
препятствий для фигурного вождения велосипеда. Особенности преодоления элементов
полосы препятствий.
3.
Применение специальных сигналов. Особенности практического
выполнения простых элементов фигурного вождения велосипеда.
Особенности применения специальных сигналов, действия участников дорожного
движения по отношению к транспорту, оборудованному специальными сигналами.
Особенности практического преодоления простых элементов полосы препятствий.
4.
Сигналы светофора и регулировщика. Движение транспорта по
проезжей части.
Действия участников дорожного движения по сигналам светофора и
регулировщика. Особенности применения аварийной сигнализации и знака аварийной
остановки, начала движения и маневрирования. Особенности расположения транспортных
средств на проезжей части. Требования к скорости движения. Особенности обгона,
встречного разъезда, остановки и стоянки транспортных средств.
5.
Проезд перекрестков и железнодорожных переездов. Пешеходные
переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.
Особенности проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Особенности
преодоления железнодорожных путей. Обязанности водителей при проезде пешеходных
переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств.
6.
Особенности движения транспорта по автомагистралям, в жилых зонах.
Ограничение движения отдельных категорий участников дорожного движения по
автомагистралям. Ограничение маневрирования на автомагистралях. Ограничение
движения отдельных категорий транспортных средств по автомагистралям. Вынужденная
остановка на автомагистралях. Особенности движения транспортных средств в жилых
зонах. Приоритет трамваев и других маршрутных транспортных средств.
7.
Правила оказания первой доврачебной медицинской помощи
Способы диагностики состояния пострадавших при дорожно-транспортных
происшествиях по внешним признакам. Правила оказания первой медицинской помощи
при ушибах; вывихах; растяжениях и разрывах связок; сотрясении головного мозга;
обмороке; кровотечениях; переломах; травматическом шоке; повреждении внутренних
органов; ожогах. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
Количе
ство часов
п/п
1
2
Входной тест
1
Устройство
велосипеда.
Техническое
обслуживание
велосипеда.
Безопасная
эксплуатация
велосипеда. Общие положения
правил дорожного движения.
1
4
Экскурсия
Тавды.
автогородок г.
1
5
Дорожные
знаки.
Предупреждающие знаки. Знаки
приоритета.
Дорожные знаки. Запрещающие
знаки. Предписывающие знаки.
Знаки особых предписаний.
1
Дорожные
Информационные знаки.
сервиса.
Дорожная разметка.
1
З
6
7
8
9
10
11
12
в
знаки.
Знаки
Общие обязанности водителей.
Элементы фигурного вождения
велосипеда.
Особенности
отдельных элементов фигурного
вождения велосипеда.
Применение
специальных
сигналов водителями.
Сигналы светофора
1
1
1
1
1
1
1
Электронные
образовательные ресурсы
https://uchi.ru/
13
Сигналы регулировщика.
1
14
Проезд
перекрестков
регулируемых перекрёстков
1
15
Проезд
перекрестков
нерегулируемых перекрёстков
1
16
Движение по автомагистралям.
Движение в жилых зонах.
1
17
Перевозка людей и грузов.
1
18
Решение практических заданий
«Красного уровня»
1
19
Решение практических заданий
«Жёлтого уровня»
Решение практических заданий
«Зелёного уровня»
1
Правила
оказания
первой
доврачебной медицинской помощи
при ушибах, вывихах, растяжениях
и разрывах связок.
Правила
оказания
первой
доврачебной медицинской помощи
при сотрясении головного мозга и
обмороке.
Правила
оказания
первой
доврачебной медицинской помощи
при кровотечениях.
1
Правила
оказания
первой
доврачебной медицинской помощи
при
закрытых
и
открытых
переломах конечностей.
Правила
оказания
первой
доврачебной медицинской помощи
при переломе костей черепа, таза,
позвоночника и рёбер
Правила
оказания
первой
доврачебной медицинской помощи
при термических и химических
ожогах.
Правила
транспортировки
пострадавших.
1
Практическое
занятие
по
отработке
способов
оказания
первой медицинской помощи.
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
1
1
1
1
1
1
29
Практическое
занятие
по
совершенствованию
навыков
управления велосипедом.
1
30
Экскурсия
Тавды.
г.
1
31
Зачетное занятие
дорожного движения».
«Правила
1
32
Зачетное занятие
вождение велосипеда».
«Фигурное
1
33
Зачетное занятие «Оказание
первой медицинской помощи»
1
34
Соревнования
велосипедистов
колесо»
1
в
автогородок
юных
«Безопасное