Рабочая программа по внеурочной деятельности «Патриот»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
МОУО- Управление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ СО школа с. Кошуки

Приложение № 3 к ООП НОО
утв. приказом директора
МКОУ СО школы с. Кошуки
от 01.09. 2023 г. № 149

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Патриот»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
00 fa6fb6172ff3e37885f9870a31fcab6b
Владелец: Кузьмина Мария Васильевна
Действителен с: по: 25.07.24

с. Кошуки, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Патриот» для 5-6 класса
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования, утверждённым Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897, Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373».
Гражданско-правовое воспитание - один из приоритетов воспитательной работы
в школе. Патриотизм - одна из базовых составляющих личности, гражданина,
выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и
культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к
защите его интересов, формированию у учащихся чувства готовности к выполнению
своего гражданского долга и конституционных обязанностей.
Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и
патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей
школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах школы.
Программа предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела.
Курс рассчитан на 1 год обучения (34 часа). Тематическое наполнение и часовая
нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по
программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой
составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для
комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими
средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся
получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края,
выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать
методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических
занятий и в свободное время.
Работа в кружке способствует реализации
компетентностного подхода в
воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых
компетенций:
ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать
свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки,
принимать
решения;
общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества,
культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и
традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение
личности;

учебно–познавательных:
владение
способами
анализа,
синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в
нестандартных ситуациях, креативность;
информационных: владение современными средствами информации и
информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать,
отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и
критически осмысливать ее.
коммуникативных:
владение различными способами взаимодействия с
окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными
социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных
умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое
саморазвитие,
самопознание,
культура
мышления
и
поведения.
Цель и задачи программы
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации
школьников средствами музея.
Задачи:
образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре
родного края, страны на основе знакомства с материалами
музея;
развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности,
развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;
воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и
уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности
поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование
национальной терпимости, активной жизненной позиции.
Главная цель школьного музея - развитие личности, способной к определению,
обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности
на основе интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма, знаний истории
Великой Отечественной войны и героических страниц боевого прошлого.
Главные задачи:
1. Формирование у учащихся устойчивого интереса к прошлому, событиям
Свердловской области.
2. Формирование у учащихся знаний о повседневной жизни жителей Тавдинского
района.
3. Воспитание уважения к своей стране, селу.
4. Участие учеников в работе музея, развитие их способностей и личности.
5. Использование материалов музея в учебном процессе в образовательных,
воспитательных и развивающих целях.

6. Использование музейного материала для формирования позитивного отношения
учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в
активную деятельность музея.
7.Развитие проектно-исследовательской деятельности на базе музея с привлечением
экспонатов, музейных связей с ветеранами их семьями.
8.Принимать участие в районных, городских мероприятиях исторической и
краеведческой направленности.
9.Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, приуроченных к
Дням Воинской Славы, афганцами.
Ожидаемые результаты программы
1.
Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея.
2.
Систематизация работы школьного музея.
3.
Получение целостной картины по истории развития района, села, школы и ее
традиций.
4.
Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
5.
Эффективно действующая система взаимодействия с различными
общественными организациями.
6.
Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории региона,
Тавдинского района и села Кошуки .
7.
Приобщение учащихся к исследовательской работе.
8.
Влияние на выбор профессии учащимися.
9.
Социализация школьников.
Содержание программы курса
«Патриот»
Тема 1.Вводное занятие «Юные краеведы»
Инструктажи. Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые
программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно –
методический центр движения в школах города, района. Организация участия
учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах
Практические занятия .
Участие в конкурсе о символике России, региона, района.
Тема 2. Родной край в истории страны
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в
официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории
государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры
родного края.
Тема 3. Функции школьного музея.

Организация школьного музея
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная
организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая
лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и
общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных
объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение
учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и
обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Тема 4. Моя семья и родной край
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный
архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода.
Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с
историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 5. Наша школа в истории села
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и
выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и
выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории
школы в районных, городских, областных и республиканских архивах.
Тема 6. Военная слава земляков
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других
военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные
реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.
Тема 7. Экскурсионная работа в школьном музее
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного
наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная.
Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников,
научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство
экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.
Проведение экскурсий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-6 классы
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема
Вводное занятие «Юные краеведы»
Родной край в истории страны
Функции школьного музея . Организация школьного музея.
Моя семья и родной край
Наша школа в истории села
Военная слава земляков
Экскурсионная работа в школьном музее
Итого:

Кол-во
часов
3 ч.
6 ч.
6 ч.
5 ч.
5 ч.
5 ч.
4
34 ч.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Тема урока

Количество часов
1

3
4

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности
Что такое Школьный музей. Обзорная экскурсия по
школьному музею
Мой дом и моя семья.
Село, в котором я живу

5

Моя малая Родина

1

6

Свердловская область -- субъект Российской Федерации.

1

7

Родной край в истории Российского государства

1

8

Россия – родина моя.

1

1
2

9

Героические периоды истории моей страны

1
1
1

1

10

Функции школьного музея боевой славы. Организация
школьного музея Боевой славы

1

11

фондов школьного музея Оформление экспозиции
школьного музея
Музеи мира. Виртуальные экскурсии

1

12

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

http://www.librar
y.ru

http://www.library.ru

Музеи России
- список с
фото,
названиями
и
описаниями
.
Интересны
е музеи
России на

портале
«Культура.
РФ».
Страница 2
(culture.ru)
13

Роль экскурсовода в деятельности музея

1

14

Значение, виды краеведческой экскурсии

1

15

Этикет. Умение вести беседу во время экскурсии

1

16

История страны – история семьи.

1

17
18

Моя родословная
Сбор материала по теме “ Судьба моего
родственника”. Создание презентаций.

1
1

19
20
21

Традиции и обычаи моей семьи.
Старая фотография рассказала
Выставка рисунков «Моя школа», «Мой класс»

1
1
1

22

Знай и люби свой край!

1

23

Страницы летописи моего края.

1

24

1

25

« Мой любимый уголок родного села».
«Ими гордится наше село».

1

26

Русский народ – настоящий патриот

1

27
28

Что ты знаешь о ветеранах ВОВ.
В жизни есть всегда место подвигам (сбор материала о
земляках, совершивших подвиги в годы Великой
Отечественной войны).

1
1

29

1

32

В жизни есть всегда место подвигам (сбор материала о
земляках, совершивших подвиги в годы Великой
Отечественной войны).
Интернет-путешествия по городам-героям и местам
великих битв
Для чего и кому нужны экскурсии?
Презентация моей экскурсии в музее и классе.

33

Познавательно-краеведческие игра «Знай своих…»

1

30
31

34

Итоговое занятие.
Подведение итогов «Что мы смогли, что мы
сумели»
Общее количество часов

http://www.librar
y.ru

1
1
1

1

34

http://www.library.r
u

http://www.librar
y.ru

История Российская
электронная
школа
(resh.edu.ru)

Русский музей
(rusmuseum.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».