Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
МКУО-Управление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ СО школа с. Кошуки

Приложение № 2 к ООП НОО,
утв. приказом директора
МКОУ СО школы с. Кошуки
от 01.09. 2023 г. № 160

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
1-4 классы

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00 fa6fb6172ff3e37885f9870a31fcab6b
Владелец: Кузьмина Мария Васильевна
Действителен с: по: 25.07.24

Кошуки, 2023 г.

Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработан в соответствии с
нормативными документами:
• Приказ Минпросвящения России от 31.05.2021г. №286 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»
• Приказ Минпросвящения
России от 18.05.2023 №372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»
• Рабочая программа «Финансовая грамотность» составлена на основе программы «Финансовая
грамотность». Автор программы: Ю. Н. Корлюгова. Издательство «Вако- Москва» 2020 год.
Место учебного курса в

учебном плане

В учебном плане
на
курс
внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» отводится 1 час в неделю, в 1 классе –
33 часа в год, а 2-4 классе 34 часа в год.
Общая характеристика курса
Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности,
преемственности, индивидуальности, результативности.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной
программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на
интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших
экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социальноэкономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только
экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и
мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в
экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с
экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по
городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических
понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о
богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы,
искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость
благосостояния общества и человека от качества труда.
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие
способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу,
расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности
целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети
узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть
сформированы полезные финансовые привычки. Формирование полезных привычек в сфере
финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере
взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит
основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Цели и задачи курса внеурочной деятельности
Цель: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой
грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в
области управления личными финансами и экономики семьи. Задачи:
1. Формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности.
2. Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира,
важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью
экономических категорий и понятий.
3. Научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
4. Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление,
эмоциональноволевую сферу.
5. Развивать культуру экономического мышления.
6. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических
отношений в семье.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы
и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини –
исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы
учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
Планируемые
результаты освоения
«Финансовая грамотность»

программы внеурочной деятельности

Освоение программы курса «Финансовая грамотность» направлено на достижение
следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах
внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
• понимать цели своих действий;
• составлять простые планы с помощью учителя
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• оценивать правильность выполнения действий;

• адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные.
Обучающийся научится:
• освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
• составлять текст в устной и письменной формах;
• слушать собеседника и вести диалог;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
•
•
•
•
•

понимать и правильно использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет

• определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
проводить элементарные финансовые расчеты.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- текущий;
- промежуточный.
Текущий контроль проводится с целью систематического контроля уровня усвоения
материала, прочности формируемых предметных знаний, умений, приобретения
универсальных учебных действий, а также носит мотивационный характер.
Промежуточная аттестация проводится с целью определения
обучающимися программы курса внеурочной деятельности.

качества

освоения

Промежуточная аттестация проводится с учетом специфики направления развития личности
как в устной форме (собеседование, защита творческой работы / доклада / проекта и др.), так
и в письменной форме (самостоятельная исследовательская работа, / практическая работа /
творческая работа, олимпиада, веб-квест, интернет-конкурс и др.).
Подведение итогов по результатам освоения данной программы по уровням обучения
проводится по системе зачет-незачет.

Содержание курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
1класс
1.
Введение
в
экономику
Введение в экономику.
Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы деятельности: Дискуссия; беседа;
2. Потребности
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее
хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое
бюджет семьи.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.
Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и
парах, коллективная и индивидуальная работа, игры
3. Товары и услуги
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги.
Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие
твоего дела-проект.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа;
индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные
исследования.
4. Деньги
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся
деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.
Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа;
индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные
исследования
2 класс
1. Что такое деньги и откуда они взялись
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых
денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства
драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными
товарными деньгами.Появление первых монет и о монетах разных государств. Виды
деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок
бумажных денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3. Какие деньги были раньше в России
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.

4. Современные деньги России и других стран

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных
денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение
безналичныхрасчетов. Функции банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3 класс
1. Откуда в семье деньги

В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство,
выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного
человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии.
Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать
арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам,
студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при
нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом
отбирают у людей деньги. Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно
ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
2. На что тратятся деньги

Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и
необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если
сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно
взять в долг.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3. Как умно управлять своими деньгами (5 часов)

Здесь даются понятия: бюджет план доходов и расходов. Люди ведут учет
доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4. Как делать сбережения (10 часов)

Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4 класс
1. Богатство и бедность
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы
(земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты
трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании
богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству.
Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется
государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки,
скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2. Труд — основа жизни
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник
материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная
плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость
успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате
труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе
труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда.
Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом
создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и
искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар
или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2. Как товары производят

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы —
материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные
ресурсы
— это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека,
необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди,
которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного
производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод
— места, где производят товары.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.

Тематическое

планирование

курса

внеурочной

деятельности «Финансовая грамотность»
1 класс (33часа)
№

Тема

Кол –во часов Обще

Электронные (цифровые)

е
колво
часов

образовательные ресурсы

Теори Практик

п/
п

я

а

Форма
проведения
занятий
внеурочной
деятельности

Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (4 ч)
1.

1

1

Дискуссия;
беседа

Вводное
занятие.
Знакомство с
внеурочным
занятием
«Финансовая
грамотность».
Что такое
деньги?
2

1

1 https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/

1

1

https://моифинансы.рф/materials/animirovan
nye-prezentacii-po-finansovoj-gramotnosti-

Как
появились
деньги.
Появление
обмена
товарами.
Появление

dlya-uchenikov-2-4-klassov/

1

1

Дискуссия;
беседа
беседы,
поисковые
исследования,

коллективная
и

первых денег

индивидуальн
ая работа

– товары с
высокой
ликвидацией.
3

1
Свойства
драгоценных
металлов.

1

https://fincult.info/teaching/uchebnometodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-

работа в

finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-

группах и
парах

shkoly

Появление

1

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/

1

первых

2

монет.

беседа

4

1

1

2

Первые
монеты
разных
государств.

1

Викторина
«Что

Дискуссия;

https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoygramotnosti

такое

деньги

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/

викторины

и

откуда они
взялись?»
Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (2 ч)
1
1
2

1
Устройство
монеты.

Дискуссия;
беседа
1

finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-

1. Древнерусски

Дискуссия;
беседа

shkoly

1
Защита монет
и бумажных
денег
от
подделок.

metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-

2

Изобретение
бумажных
денег.

2

https://fincult.info/teaching/uchebno-

1

1

2

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/

работа в
группах и
парах

Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (4 ч)
1
1 https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-

поисковые

е

free_video/

исследования

товарн
ые деньги.

1
1

Клады.
«Меховые
деньги».

2. Происхожден
ие

слов

«деньги»,

«рубль».
«копейка».

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/

1

1

2

Дискуссия;
беседа

поисковые
и научные
исследован
ия

3 Первые
русские
монеты.

1

1

2

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/

коллективная
и
индивидуальн
ая работа

1

1

2

поисковые

Пословицы и
поговорки про
деньги.
4

исследования,

1

1

2

Дизайн
купюры
сказочной
страны.

https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoygramotnosti

игра

Раздел 4. Современные деньги России и других стран (7 ч)
1.

1

1

Дискуссия;

Современные

беседа

деньги мира.
Доллары и
евро – самые
известные
иностранные
деньги.
2. Современные

1

1

https://fincult.info/teaching/uchebno-

деньги

metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-

России.

finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-

поисковые и
научные
исследовани
я

shkoly

3.

1

1

2

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/

1

https://моифинансы.рф/materials/animirovan

Появление
безналичных
денег.
4.

1
Банк.
Функции
банкоматов.

5. Наличные,

Дискуссия;
беседа

nye-prezentacii-po-finansovoj-gramotnosti-

коллективная

dlya-uchenikov-2-4-klassov/

и
индивидуальн
ая работа

1

1

Дискуссия;

безналичные
и
электронные
деньги.
6.

беседа

1

1

12

33

Итоговое
занятие

проекты

«По

ступенькам
финансовой
грамотности».
21

Итого:

2 класс (34часа)

№

Тема

Кол –во часов
Обще Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Теори Практик е

п/
п

я

а

колво

Форма
проведения
занятий

часов

внеурочной
деятельности

Раздел 1. Откуда в семье деньги? (5 ч)
1.

1

2

3

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2
free_video/

Дискуссия;
беседа

Откуда
в семье
деньги.
Клады,
лотереи, наследство.

2.

Заработная плата.
Миниисследов
ание «Основные
доходы семьи».

1

1

2

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2
free_video/

поисковые
исследования

3.

1

1

2

Пенсии, пособия,
стипендии.

https://fincult.info/teaching/uchebnometodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-

коллективная

finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-

и

shkoly

4.

1

1

2

индивидуальн
ая работа

https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoygramotnosti

беседа

Аренда и проценты в
банке, кредиты.
5.

Инсценировка

1

2

3

позновательна

я игра
сказки
«Заработанны
й рубль».

1.

На

что

1

Раздел 2. На что тратятся деньги (2 ч)
https://fincult.info/teaching/uchebno1
metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-

2

тратятся

исследования,

finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-

деньги.
Расходы

поисковые

shkoly
на

самое
необходимое.
Откладывание

1

1

2

1

1

2

денег и

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/

игра

непредвиденн
ые расходы.
Игра
«Магазин».
2
Цена вредных

поисковые
исследования,

привычек в
семейном
бюджете.

1. Расходы

Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (7 ч)
1
1
2 https://моифинансы.рф/materials/animirova

и

nnye-prezentacii-po-finansovoj-gramotnosti-

проект

dlya-uchenikov-2-4-klassov/

доходы.
Расходы
на
самое
необходимое.
2.

1
Что
такое
экономия?
Кого
называют
банкротом?

1

2

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/

беседа

3. Как

умно

управлять
своими
деньгами.
Игра
«Распредели

1

1

2

игра

семейный
бюджет».
Раздел 4. Как делать сбережения? (3 ч)
1.

Что такое
сбережения?

Куда

и

1

1

2

https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoygramotnosti

2

1

3

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-

поисковые
исследования

free_video/

как

откладываютс
я деньги?

2 Как

делать

1

2

3

игра

сбережения?
«Путешествие
в

страну

Капиталия».
3

1

1

2

проект

Итоговый
проект
«Семейный
бюджет
моей
семьи».
Итого:

16

18

34

3 класс (34часа)

Тема

Кол –во часов

№

Теория

п/
п

Практи
ка

Общее
кол-во
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Форма
проведения
занятий
внеурочной
деятельнос
ти

1.

деньги

Раздел 1. Откуда в семье деньги? ( 16ч)
1
1
https://www.youtube.com/watch

в

Откуда
семье?

?v=s7sDEn3jYKo&t=8s

Дискуссия;
беседа

https://videouroki.net/blog/vneur
2. Наследство.

1

1

2

поисковые

ochka/2-free_video/

Выигрыш
лотерею. Клад.

в

3.

исследован
ия
1

1

https://uchi.ru
Дискуссия;
беседа

Основной источник
дохода
современного
человека.
4.

1

1

2

2093461894313765331

Сдельная зарплата.
Почасовая
зарплата.
5.

поисковые
исследован
ия

1

1

2

https://fincult.info/teaching/uche
bno-metodicheskiy-komplekc-

Помощь

vvedenie-v-finansovuyu-

государства

gramotnost-dlya-nachalnoy-

пожилым людям,
инвалидам,
студентам, семьям
с
детьми
и
безработным.
6. Пенсия.
Стипендия.

https://yandex.ru/video/preview/

shkoly

1

1

2

https://ty-geniy.ru/konkursy-pofinansovoy-gramotnosti

https://videouroki.net/blog/vneur
ochka/2-free_video/

Дискуссия;
беседа

Пособие.
7. Денежный займ.

1

1

8. Имущество.
Аренда.

1

1

9.

1

1

2

1

1

2

поисковые
исследован
ия

Проценты
по
вкладам. Кредиты.
10.

1.

Мошенничество.

Обмен денег на
товары и услуги.

2.

Раздел 2. На что тратятся деньги ( 6ч)
1
1
https://videouroki.net/blog/vneur
Дискуссия;
ochka/2-free_video/
беседа
1

Расходы.
Продукты.
Коммунальные
платежи.

1

https://uchi.ru
Дискуссия;
беседа

https://videouroki.net/blog/vneur
3. Обязательные

и

1

1
поисковы
е
ochka/2-free_video/

необязательные
расходы.
4.

исследован
ия
2

Сбережения.

2
https://videouroki.net/blog/vneur

Вредные
5. Долги.
привычки. Хобби.

1

1

Дискуссия;
беседа

Раздел 3. Как можно управлять своими деньгами ( 5ч)
1
1
https://videouroki.net/blog/vneur

1.
Бюджет
–
план
доходов
и
расходов.

2.

ochka/2-free_video/

Учет доходов
и расходов.

3.

ochka/2-free_video/

исследован
ия

1

1

1

1

https://znayka.win/uchebniki/1klass/osnovy-finansovojgramotnosti-1-4-klassy/

Сравниваем
доходы и расходы.
4. Способы экономии.

поисковые

Дискуссия;
беседа

Дискуссия;
беседа
1

1

https://fincult.info/teaching/uche
bno-metodicheskiy-komplekcvvedenie-v-finansovuyu-

Дискуссия;
беседа

gramotnost-dlya-nachalnoyshkoly

5. Игра по станциям

1

1

игра

«Как
можно
управлять своими
деньгами».

1. Превышение
доходов

над

Раздел 4. Как делать сбережения ( 7ч)
https://моифинансы.рф/material
1
1
s/animirovannye-prezentacii-pofinansovoj-gramotnosti-dlyauchenikov-2-4-klassov/

расходами.

работа в
группах и
парах

Сбережения.

2. Копилки.

3.

Банковский вклад.
Недвижимость.

1

1

1

1

https://ty-geniy.ru/konkursy-pofinansovoy-gramotnosti

Дискуссия;
беседа
https://videouroki.net/blog/vneur
ochka/2-free_video/
коллективна
яи

индивидуал
ьная работа
4. Ценные бумаги.

1

1

https://videouroki.net/blog/vneur
коллективна
ochka/2-free_video/
яи
индивидуал
ьная работа

5.
6.

1

1

1

1

2

19

15

34

Акции. Дивиденды.
Проект «Как умно
управлять

викторина
проект

своими

деньгами и как
делать
сбережения».
Итого:
4

класс (34часа)

№

Тема

Кол –во часов Обще

п/
п

е

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Форма
проведения

колво

занятий

часов

внеурочной
деятельности

Теори Практик
я

а
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? ( 11ч)

1.

1

История

1

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/

Дискуссия;
беседа

появления
денег.
Товарные
деньги.
2.

1

1

История
монет.
3.

Дискуссия;
беседа
1

Мини-

1
поисковые
исследования

исследование
«Монеты
Древней
Руси».
https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoy-

4. Бумажные

1

1

деньги.

5.

6.

Безналичные
деньги.

gramotnosti

1

беседа

1

1

Дебетовая

1

https://моифинансы.рф/materials/animirovan
nye-prezentacii-po-finansovoj-gramotnostidlya-uchenikov-2-4-klassov/

карта и
кредитная
карта, в
чем
разница?
7. Исследование

Дискуссия;

коллективная
и
индивидуальн
ая работа

1

1

2

поисковые
исследования

«Деньги
современности
».
8.

1

1

Валюты.
Валютный
курс.
9.

1

1

1

1

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/

Дискуссия;
беседа

викторина

Интерактивная
викторина
«Деньги».
10.

поисковые
исследования

Миниисследование
«Сколько
стоят деньги?»
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье? ( 5ч)
1
1
https://uchi.ru

1.
Откуда в семье
берутся
деньги?

Дискуссия;
беседа

2.

1

1

Как заработать
деньги?
3.

Дискуссия;
беседа
1

1

2

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/

Потребительск
ая
корзина.
Прожиточный
минимум.

4.

1

1

поисковые
исследования

https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoygramotnosti

Вот я вырасту
и стану ...

поисковые
исследования

Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать ( 7ч)
1.

1

1

1

1

работа в
группах
и парах

На что семьи
тратят деньги.
Классификаци
я расходов.
2.

https://znayka.win/uchebniki/1-klass/osnovyfinansovoj-gramotnosti-1-4-klassy/
коллективная

Ежемесячные
расходы.
Ежегодные
расходы.
3.

и
индивидуальн
ая работа
1

1

Обязательные
расходы.
Желательные
расходы.
4.

1

1

Переменные
расходы.
Сезонные
расходы.
5. Воздействие

1

1

https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoygramotnosti

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/

работа в
группах и
парах

Дискуссия;
беседа

проект

рекламы
на
принятие
решений
о покупке.
6.

2

2
поисковые
исследования

Составление
собственного
плана
расходов.

Раздел 4. Деньги счет любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (
11ч)
1.

1

1

https://моифинансы.рф/materials/animirovan
nye-prezentacii-po-finansovoj-gramotnostidlya-uchenikov-2-4-klassov/

Как правильно
планировать
семейный
бюджет?
2.

1

1

работа в
группах и
парах

коллективная

Как тратить с
умом?

и
индивидуальн
ая работа

3.

1

1
поисковые
исследования

Миниисследование
«Примерный
бюджет
школьника».
4.

1

1

https://www.fingram39.ru/materials/nachal
naya-shkola/

Если доходы
превышают
расходы,
образуются
сбережения.

5. Если расходы
превышают

1

1

Дискуссия;
беседа

работа в
https://znayka.win/uchebniki/1-klass/osnovy-

группах и

доходы,
образуются
долги.

finansovoj-gramotnosti-1-4-klassy/

6.

1

1

игра

Игра «Дерево
решений».
7.

1

1

парах

https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoygramotnosti

Товары
услуги.

и

коллективная
и
индивидуальн
ая работа

8. Странное

2

2

1

1

1

1

игра

слово
«Монополисты
».

Игра

«Монополия».
9.

Творческий
проект
«Мое
предприятие».

10. Обзорное

https://znayka.win/uchebniki/1-klass/osnovyfinansovoj-gramotnosti-1-4-klassy/

занятие

коллективная

«Что

и

нового

индивидуальн
ая работа

я
открыл
для
себя?»
Итого:

проект

17

17

34

Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения
образовательной деятельности Оборудование:
Компьютер, проектор;
- видео и аудио материалы.
Для учителя:
1. Сборник рабочих программ по внеурочной деятельности начального,
основного и среднего общего образования: учебное пособие для общеобразовательных
организаций./ Авторы Ю. Н. Корлюгова. Издательство: Москва. ВАКО. 2020 год.
Для обучающихся:
Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы образовательной
организации. В 2частях. – М.:ВАКО, 2020.(учимся разумному финансовому поведению);
Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класса
образовательной организации. – М.:ВАКО, 2018 (учимся разумному финансовому поведению);
Дополнительная литература:
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной
школы»
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. –
М., 2003.
5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара;
2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал
Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Витапресс; 1997.
9. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская
экономическая школа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.