МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
МКУО-Управление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ СО школа с. Кошуки
Приложение № 2 к ООП НОО,
утв. приказом директора
МКОУ СО школы с. Кошуки
от 01.09. 2023 г. № 160
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
1-4 классы
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00 fa6fb6172ff3e37885f9870a31fcab6b
Владелец: Кузьмина Мария Васильевна
Действителен с: по: 25.07.24
Кошуки, 2023 г.
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработан в соответствии с
нормативными документами:
• Приказ Минпросвящения России от 31.05.2021г. №286 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»
• Приказ Минпросвящения
России от 18.05.2023 №372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»
• Рабочая программа «Финансовая грамотность» составлена на основе программы «Финансовая
грамотность». Автор программы: Ю. Н. Корлюгова. Издательство «Вако- Москва» 2020 год.
Место учебного курса в
учебном плане
В учебном плане
на
курс
внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» отводится 1 час в неделю, в 1 классе –
33 часа в год, а 2-4 классе 34 часа в год.
Общая характеристика курса
Программа курса соответствует современным принципам обучения: доступности,
преемственности, индивидуальности, результативности.
Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной
программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на
интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших
экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социальноэкономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только
экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и
мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в
экономическую жизнь семьи и школы.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с
экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по
городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических
понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о
богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы,
искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость
благосостояния общества и человека от качества труда.
Актуальность и ценность данной программы в том, что она направлена на развитие
способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу,
расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности
целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети
узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть
сформированы полезные финансовые привычки. Формирование полезных привычек в сфере
финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере
взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит
основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности
Цель: способствовать формированию у младших школьников представления о финансовой
грамотности и создание предпосылок для успешного решения элементарных вопросов в
области управления личными финансами и экономики семьи. Задачи:
1. Формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности.
2. Содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира,
важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью
экономических категорий и понятий.
3. Научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
4. Способствовать общему развитию школьников: развивать мышление,
эмоциональноволевую сферу.
5. Развивать культуру экономического мышления.
6. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических
отношений в семье.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы
и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини –
исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы
учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
Планируемые
результаты освоения
«Финансовая грамотность»
программы внеурочной деятельности
Освоение программы курса «Финансовая грамотность» направлено на достижение
следующих результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах
внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
• понимать цели своих действий;
• составлять простые планы с помощью учителя
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• оценивать правильность выполнения действий;
• адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей. Познавательные.
Обучающийся научится:
• освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
• составлять текст в устной и письменной формах;
• слушать собеседника и вести диалог;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
•
•
•
•
•
понимать и правильно использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
• определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
проводить элементарные финансовые расчеты.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
- текущий;
- промежуточный.
Текущий контроль проводится с целью систематического контроля уровня усвоения
материала, прочности формируемых предметных знаний, умений, приобретения
универсальных учебных действий, а также носит мотивационный характер.
Промежуточная аттестация проводится с целью определения
обучающимися программы курса внеурочной деятельности.
качества
освоения
Промежуточная аттестация проводится с учетом специфики направления развития личности
как в устной форме (собеседование, защита творческой работы / доклада / проекта и др.), так
и в письменной форме (самостоятельная исследовательская работа, / практическая работа /
творческая работа, олимпиада, веб-квест, интернет-конкурс и др.).
Подведение итогов по результатам освоения данной программы по уровням обучения
проводится по системе зачет-незачет.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
1класс
1.
Введение
в
экономику
Введение в экономику.
Виды деятельности: Познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы деятельности: Дискуссия; беседа;
2. Потребности
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Домашнее
хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое
бюджет семьи.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая.
Формы деятельности: беседы, поисковые исследования, викторины, работа в группах и
парах, коллективная и индивидуальная работа, игры
3. Товары и услуги
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги.
Зачем нужна реклама. Роль рекламы. Товар и деньги-игра. Рынок- игра. Открытие
твоего дела-проект.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа;
индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные
исследования.
4. Деньги
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся
деньги. Что такое источник дохода. Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля.
Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Виды деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение, игровая
Формы организации: беседа; аудиторное занятие; коллективная работа;
индивидуальная работа; игра; групповая работа; работа в парах; поисковые и научные
исследования
2 класс
1. Что такое деньги и откуда они взялись
Понятие «товар». Обмен товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых
денег - товаров с высокой ликвидностью. Драгоценные металлы, свойства
драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными
товарными деньгами.Появление первых монет и о монетах разных государств. Виды
деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок
Монеты, бумажные деньги. Как и когда появились. Способы защиты от подделок
бумажных денег.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3. Какие деньги были раньше в России
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка».
Первые русские монеты.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4. Современные деньги России и других стран
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных
денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение
безналичныхрасчетов. Функции банкоматов.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3 класс
1. Откуда в семье деньги
В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство,
выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного
человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии.
Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать
арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам,
студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при
нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом
отбирают у людей деньги. Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно
ценностное общение. Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
2. На что тратятся деньги
Куда люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы обязательные и
необязательные. Сбережения, для чего они нужны, как их создать, где хранить. Если
сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно
взять в долг.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
3. Как умно управлять своими деньгами (5 часов)
Здесь даются понятия: бюджет план доходов и расходов. Люди ведут учет
доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4. Как делать сбережения (10 часов)
Учащиеся узнают, что, если доходы превышают расходы, образуются сбережения.
Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
4 класс
1. Богатство и бедность
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы
(земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты
трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании
богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству.
Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется
государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки,
скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2. Труд — основа жизни
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник
материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная
плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость
успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате
труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе
труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда.
Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом
создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и
искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар
или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение. Формы
деятельности: познавательные игры, беседы, викторины, проекты.
2. Как товары производят
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы —
материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные
ресурсы
— это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека,
необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди,
которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного
производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод
— места, где производят товары.
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно ценностное общение.
Формы деятельности: познавательные игры, беседы, викторины,
проекты.
Тематическое
планирование
курса
внеурочной
деятельности «Финансовая грамотность»
1 класс (33часа)
№
Тема
Кол –во часов Обще
Электронные (цифровые)
е
колво
часов
образовательные ресурсы
Теори Практик
п/
п
я
а
Форма
проведения
занятий
внеурочной
деятельности
Раздел 1. Что такое деньги и откуда они взялись? (4 ч)
1.
1
1
Дискуссия;
беседа
Вводное
занятие.
Знакомство с
внеурочным
занятием
«Финансовая
грамотность».
Что такое
деньги?
2
1
1 https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/
1
1
https://моифинансы.рф/materials/animirovan
nye-prezentacii-po-finansovoj-gramotnosti-
Как
появились
деньги.
Появление
обмена
товарами.
Появление
dlya-uchenikov-2-4-klassov/
1
1
Дискуссия;
беседа
беседы,
поисковые
исследования,
коллективная
и
первых денег
индивидуальн
ая работа
– товары с
высокой
ликвидацией.
3
1
Свойства
драгоценных
металлов.
1
https://fincult.info/teaching/uchebnometodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-
работа в
finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-
группах и
парах
shkoly
Появление
1
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/
1
первых
2
монет.
беседа
4
1
1
2
Первые
монеты
разных
государств.
1
Викторина
«Что
Дискуссия;
https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoygramotnosti
такое
деньги
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/
викторины
и
откуда они
взялись?»
Раздел 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (2 ч)
1
1
2
1
Устройство
монеты.
Дискуссия;
беседа
1
finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-
1. Древнерусски
Дискуссия;
беседа
shkoly
1
Защита монет
и бумажных
денег
от
подделок.
metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-
2
Изобретение
бумажных
денег.
2
https://fincult.info/teaching/uchebno-
1
1
2
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/
работа в
группах и
парах
Раздел 3. Какие деньги были раньше в России (4 ч)
1
1 https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-
поисковые
е
free_video/
исследования
товарн
ые деньги.
1
1
Клады.
«Меховые
деньги».
2. Происхожден
ие
слов
«деньги»,
«рубль».
«копейка».
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/
1
1
2
Дискуссия;
беседа
поисковые
и научные
исследован
ия
3 Первые
русские
монеты.
1
1
2
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/
коллективная
и
индивидуальн
ая работа
1
1
2
поисковые
Пословицы и
поговорки про
деньги.
4
исследования,
1
1
2
Дизайн
купюры
сказочной
страны.
https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoygramotnosti
игра
Раздел 4. Современные деньги России и других стран (7 ч)
1.
1
1
Дискуссия;
Современные
беседа
деньги мира.
Доллары и
евро – самые
известные
иностранные
деньги.
2. Современные
1
1
https://fincult.info/teaching/uchebno-
деньги
metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-
России.
finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-
поисковые и
научные
исследовани
я
shkoly
3.
1
1
2
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/
1
https://моифинансы.рф/materials/animirovan
Появление
безналичных
денег.
4.
1
Банк.
Функции
банкоматов.
5. Наличные,
Дискуссия;
беседа
nye-prezentacii-po-finansovoj-gramotnosti-
коллективная
dlya-uchenikov-2-4-klassov/
и
индивидуальн
ая работа
1
1
Дискуссия;
безналичные
и
электронные
деньги.
6.
беседа
1
1
12
33
Итоговое
занятие
проекты
«По
ступенькам
финансовой
грамотности».
21
Итого:
2 класс (34часа)
№
Тема
Кол –во часов
Обще Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Теори Практик е
п/
п
я
а
колво
Форма
проведения
занятий
часов
внеурочной
деятельности
Раздел 1. Откуда в семье деньги? (5 ч)
1.
1
2
3
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2
free_video/
Дискуссия;
беседа
Откуда
в семье
деньги.
Клады,
лотереи, наследство.
2.
Заработная плата.
Миниисследов
ание «Основные
доходы семьи».
1
1
2
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2
free_video/
поисковые
исследования
3.
1
1
2
Пенсии, пособия,
стипендии.
https://fincult.info/teaching/uchebnometodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-
коллективная
finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-
и
shkoly
4.
1
1
2
индивидуальн
ая работа
https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoygramotnosti
беседа
Аренда и проценты в
банке, кредиты.
5.
Инсценировка
1
2
3
позновательна
я игра
сказки
«Заработанны
й рубль».
1.
На
что
1
Раздел 2. На что тратятся деньги (2 ч)
https://fincult.info/teaching/uchebno1
metodicheskiy-komplekc-vvedenie-v-
2
тратятся
исследования,
finansovuyu-gramotnost-dlya-nachalnoy-
деньги.
Расходы
поисковые
shkoly
на
самое
необходимое.
Откладывание
1
1
2
1
1
2
денег и
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/
игра
непредвиденн
ые расходы.
Игра
«Магазин».
2
Цена вредных
поисковые
исследования,
привычек в
семейном
бюджете.
1. Расходы
Раздел 3. Как умно управлять своими деньгами (7 ч)
1
1
2 https://моифинансы.рф/materials/animirova
и
nnye-prezentacii-po-finansovoj-gramotnosti-
проект
dlya-uchenikov-2-4-klassov/
доходы.
Расходы
на
самое
необходимое.
2.
1
Что
такое
экономия?
Кого
называют
банкротом?
1
2
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/
беседа
3. Как
умно
управлять
своими
деньгами.
Игра
«Распредели
1
1
2
игра
семейный
бюджет».
Раздел 4. Как делать сбережения? (3 ч)
1.
Что такое
сбережения?
Куда
и
1
1
2
https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoygramotnosti
2
1
3
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-
поисковые
исследования
free_video/
как
откладываютс
я деньги?
2 Как
делать
1
2
3
игра
сбережения?
«Путешествие
в
страну
Капиталия».
3
1
1
2
проект
Итоговый
проект
«Семейный
бюджет
моей
семьи».
Итого:
16
18
34
3 класс (34часа)
Тема
Кол –во часов
№
Теория
п/
п
Практи
ка
Общее
кол-во
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Форма
проведения
занятий
внеурочной
деятельнос
ти
1.
деньги
Раздел 1. Откуда в семье деньги? ( 16ч)
1
1
https://www.youtube.com/watch
в
Откуда
семье?
?v=s7sDEn3jYKo&t=8s
Дискуссия;
беседа
https://videouroki.net/blog/vneur
2. Наследство.
1
1
2
поисковые
ochka/2-free_video/
Выигрыш
лотерею. Клад.
в
3.
исследован
ия
1
1
https://uchi.ru
Дискуссия;
беседа
Основной источник
дохода
современного
человека.
4.
1
1
2
2093461894313765331
Сдельная зарплата.
Почасовая
зарплата.
5.
поисковые
исследован
ия
1
1
2
https://fincult.info/teaching/uche
bno-metodicheskiy-komplekc-
Помощь
vvedenie-v-finansovuyu-
государства
gramotnost-dlya-nachalnoy-
пожилым людям,
инвалидам,
студентам, семьям
с
детьми
и
безработным.
6. Пенсия.
Стипендия.
https://yandex.ru/video/preview/
shkoly
1
1
2
https://ty-geniy.ru/konkursy-pofinansovoy-gramotnosti
https://videouroki.net/blog/vneur
ochka/2-free_video/
Дискуссия;
беседа
Пособие.
7. Денежный займ.
1
1
8. Имущество.
Аренда.
1
1
9.
1
1
2
1
1
2
поисковые
исследован
ия
Проценты
по
вкладам. Кредиты.
10.
1.
Мошенничество.
Обмен денег на
товары и услуги.
2.
Раздел 2. На что тратятся деньги ( 6ч)
1
1
https://videouroki.net/blog/vneur
Дискуссия;
ochka/2-free_video/
беседа
1
Расходы.
Продукты.
Коммунальные
платежи.
1
https://uchi.ru
Дискуссия;
беседа
https://videouroki.net/blog/vneur
3. Обязательные
и
1
1
поисковы
е
ochka/2-free_video/
необязательные
расходы.
4.
исследован
ия
2
Сбережения.
2
https://videouroki.net/blog/vneur
Вредные
5. Долги.
привычки. Хобби.
1
1
Дискуссия;
беседа
Раздел 3. Как можно управлять своими деньгами ( 5ч)
1
1
https://videouroki.net/blog/vneur
1.
Бюджет
–
план
доходов
и
расходов.
2.
ochka/2-free_video/
Учет доходов
и расходов.
3.
ochka/2-free_video/
исследован
ия
1
1
1
1
https://znayka.win/uchebniki/1klass/osnovy-finansovojgramotnosti-1-4-klassy/
Сравниваем
доходы и расходы.
4. Способы экономии.
поисковые
Дискуссия;
беседа
Дискуссия;
беседа
1
1
https://fincult.info/teaching/uche
bno-metodicheskiy-komplekcvvedenie-v-finansovuyu-
Дискуссия;
беседа
gramotnost-dlya-nachalnoyshkoly
5. Игра по станциям
1
1
игра
«Как
можно
управлять своими
деньгами».
1. Превышение
доходов
над
Раздел 4. Как делать сбережения ( 7ч)
https://моифинансы.рф/material
1
1
s/animirovannye-prezentacii-pofinansovoj-gramotnosti-dlyauchenikov-2-4-klassov/
расходами.
работа в
группах и
парах
Сбережения.
2. Копилки.
3.
Банковский вклад.
Недвижимость.
1
1
1
1
https://ty-geniy.ru/konkursy-pofinansovoy-gramotnosti
Дискуссия;
беседа
https://videouroki.net/blog/vneur
ochka/2-free_video/
коллективна
яи
индивидуал
ьная работа
4. Ценные бумаги.
1
1
https://videouroki.net/blog/vneur
коллективна
ochka/2-free_video/
яи
индивидуал
ьная работа
5.
6.
1
1
1
1
2
19
15
34
Акции. Дивиденды.
Проект «Как умно
управлять
викторина
проект
своими
деньгами и как
делать
сбережения».
Итого:
4
класс (34часа)
№
Тема
Кол –во часов Обще
п/
п
е
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Форма
проведения
колво
занятий
часов
внеурочной
деятельности
Теори Практик
я
а
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают? ( 11ч)
1.
1
История
1
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/
Дискуссия;
беседа
появления
денег.
Товарные
деньги.
2.
1
1
История
монет.
3.
Дискуссия;
беседа
1
Мини-
1
поисковые
исследования
исследование
«Монеты
Древней
Руси».
https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoy-
4. Бумажные
1
1
деньги.
5.
6.
Безналичные
деньги.
gramotnosti
1
беседа
1
1
Дебетовая
1
https://моифинансы.рф/materials/animirovan
nye-prezentacii-po-finansovoj-gramotnostidlya-uchenikov-2-4-klassov/
карта и
кредитная
карта, в
чем
разница?
7. Исследование
Дискуссия;
коллективная
и
индивидуальн
ая работа
1
1
2
поисковые
исследования
«Деньги
современности
».
8.
1
1
Валюты.
Валютный
курс.
9.
1
1
1
1
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/
Дискуссия;
беседа
викторина
Интерактивная
викторина
«Деньги».
10.
поисковые
исследования
Миниисследование
«Сколько
стоят деньги?»
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье? ( 5ч)
1
1
https://uchi.ru
1.
Откуда в семье
берутся
деньги?
Дискуссия;
беседа
2.
1
1
Как заработать
деньги?
3.
Дискуссия;
беседа
1
1
2
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/
Потребительск
ая
корзина.
Прожиточный
минимум.
4.
1
1
поисковые
исследования
https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoygramotnosti
Вот я вырасту
и стану ...
поисковые
исследования
Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать ( 7ч)
1.
1
1
1
1
работа в
группах
и парах
На что семьи
тратят деньги.
Классификаци
я расходов.
2.
https://znayka.win/uchebniki/1-klass/osnovyfinansovoj-gramotnosti-1-4-klassy/
коллективная
Ежемесячные
расходы.
Ежегодные
расходы.
3.
и
индивидуальн
ая работа
1
1
Обязательные
расходы.
Желательные
расходы.
4.
1
1
Переменные
расходы.
Сезонные
расходы.
5. Воздействие
1
1
https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoygramotnosti
https://videouroki.net/blog/vneurochka/2free_video/
работа в
группах и
парах
Дискуссия;
беседа
проект
рекламы
на
принятие
решений
о покупке.
6.
2
2
поисковые
исследования
Составление
собственного
плана
расходов.
Раздел 4. Деньги счет любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (
11ч)
1.
1
1
https://моифинансы.рф/materials/animirovan
nye-prezentacii-po-finansovoj-gramotnostidlya-uchenikov-2-4-klassov/
Как правильно
планировать
семейный
бюджет?
2.
1
1
работа в
группах и
парах
коллективная
Как тратить с
умом?
и
индивидуальн
ая работа
3.
1
1
поисковые
исследования
Миниисследование
«Примерный
бюджет
школьника».
4.
1
1
https://www.fingram39.ru/materials/nachal
naya-shkola/
Если доходы
превышают
расходы,
образуются
сбережения.
5. Если расходы
превышают
1
1
Дискуссия;
беседа
работа в
https://znayka.win/uchebniki/1-klass/osnovy-
группах и
доходы,
образуются
долги.
finansovoj-gramotnosti-1-4-klassy/
6.
1
1
игра
Игра «Дерево
решений».
7.
1
1
парах
https://ty-geniy.ru/konkursy-po-finansovoygramotnosti
Товары
услуги.
и
коллективная
и
индивидуальн
ая работа
8. Странное
2
2
1
1
1
1
игра
слово
«Монополисты
».
Игра
«Монополия».
9.
Творческий
проект
«Мое
предприятие».
10. Обзорное
https://znayka.win/uchebniki/1-klass/osnovyfinansovoj-gramotnosti-1-4-klassy/
занятие
коллективная
«Что
и
нового
индивидуальн
ая работа
я
открыл
для
себя?»
Итого:
проект
17
17
34
Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения
образовательной деятельности Оборудование:
Компьютер, проектор;
- видео и аудио материалы.
Для учителя:
1. Сборник рабочих программ по внеурочной деятельности начального,
основного и среднего общего образования: учебное пособие для общеобразовательных
организаций./ Авторы Ю. Н. Корлюгова. Издательство: Москва. ВАКО. 2020 год.
Для обучающихся:
Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы образовательной
организации. В 2частях. – М.:ВАКО, 2020.(учимся разумному финансовому поведению);
Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класса
образовательной организации. – М.:ВАКО, 2018 (учимся разумному финансовому поведению);
Дополнительная литература:
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной
школы»
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. –
М., 2003.
5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара;
2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал
Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Витапресс; 1997.
9. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская
экономическая школа.