РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Свердловская область
Тавдинский городской округ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Кошуки
623965 с. Кошуки, Тавдинский район, ул. Мира, 1, тел. (34360) 3-34-46
ОГРН 1026601904779, ИНН 6634007617, КПП 667601001,л/сч. 03906300520 в финуправлении
администрации Тавдинского городского округа, e-mail: scoolkosuki@mail.ru
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол от 30.08.2023 г. № 1
Утверждено
приказом директора МКОУ СО
школы с. Кошуки
от 01.09.2023г. № 159
ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-педагогическом консилиуме
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы с. Кошуки
1.
Общие положения.
Настоящее Положение о психолого-педагогическом консиулиуме (ППк) разработано в
соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Распоряжением Министерства Просвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93
«Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации» и Уставом школы.
ППк представляет собой объединение специалистов школы, организуемое при необходимости
комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения
детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям обучения и воспитания в школе в
связи с особенностями в развитии.
ППк в своей деятельности руководствуется федеральными законами, Указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления
образованием, настоящим Положением, Уставом ОУ, Конвенцией ООН о правах ребенка,
приказами директора школы и другими локальными актами школы.
Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до замены его
новым.
Целью ППк является создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и
адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Задачами ППк являются:
выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии,
социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об
организации психолого-педагогического сопровождения;
разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающихся;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального
психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им
психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
контроль за выполнением рекомендаций ППк.
2.
Организация деятельности и состав ППк.
ППк создается приказом директора школы с утверждением состава ППк в начале каждого
учебного года.
В ППк ведется документация согласно приложению 1.
Протоколы заседаний ППк хранятся в архиве школы в течении 5 лет.
Общее руководство ППк возлагается на директора школы.
Состав ППк входят: председатель ППк – заместитель директора школы, заместитель
председателя ППк (из числа членов ППк при необходимости), педагог- психолог, учитель
логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог (по согласованию, на основании договора о
сетевом взаимодействии), секретарь ППк (из числа членов ППк)
Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица, исполняющего его
обязанности.
Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение 2).
Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и
подписывается всеми участниками заседания ППк.
Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и
рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируется в
заключении (приложение 3). Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения
заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые
являются
основанием
для
реализации
психолого-педагогического
сопровождения
обследованного обучающегося.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в
день проведения заседания.
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным
заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе
заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному
образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих
с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом
сопровождении, не позднее трех рабочих дней после заседания.
При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее
ПМПК) оформляется Представление ППк на обучающегося (приложение 4).
Представление ППк на обучающегося для представления на ПМПК выдается родителям
(законным представителям) под личную подпись.
3.
Режим деятельности ППк.
Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом образовательного
учреждения на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и
отражается в графике проведения заседаний.
Заседания ППк разделяются на плановые и внеплановые.
Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного
раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при
необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-
педагогического сопровождения обучающихся.
Внеплановые заседания ППк проводятся:
при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом
сопровождении;
при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития, обучающегося;
при возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося
в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических
и руководящих работников школы;
с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной
программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации
обучающегося.
На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников
образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося.
Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно.
Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего
времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а
также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию
комплексного сопровождения обучающихся.
4.
Проведение обследования
Процедура и продолжительность обследования ППк определяются, исходя из задач
обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей
обследуемого обучающегося.
Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей
(законных представителей) или сотрудников школы с письменного согласия родителей (законных
представителей) (приложение 5).
Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов
ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк.
На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся
назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель или другой
специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой
повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются
рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом,
составляется коллегиальное заключение ППк.
Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов
освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами
ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.
5.
Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и
могут включать в том числе:
разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся
необходимую
техническую
помощь,
услуг
по
сурдопереводу,
тифлопереводу,
тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период
адаптации обучающегося в школе (учебную четверть, полугодие, учебный год или на постоянной
основе);
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции школы.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения, обучающегося
на основании медицинского заключения, могут включать условия обучения, воспитания и
развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному
расписанию, медицинского сопровождения, в том числе:
организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня или снижение
двигательной нагрузки;
предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
снижение объёма задаваемой на дом работы;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции школы.
Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося,
испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации могут включать в том числе:
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с обучающимся;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции школы.
Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся
реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).
Приложение 1
Документация ППк
Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;
Положение ППк;
График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
План работы ППк;
Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме:
1.
2.
3.
4.
5.
№
п/
п
Дата
Тематика заседания*
Вид консилиума
(плановый/внеплановый)
* - утверждение плана работы ППк; утверждение плана мероприятий по выявлению обучающихся
с особыми образовательными потребностями; проведение комплексного обследования
обучающегося; обсуждение результатов комплексного обследования; обсуждение результатов
образовательной, воспитательной и коррекционной работы с обучающимся; зачисление
обучающихся на коррекционные занятия; направление обучающихся на ПМПК; составление и
утверждение индивидуальных образовательных маршрутов; экспертиза адаптированных
основных образовательных программ школы; оценка эффективности и анализ результатов
коррекционно-развивающей работы с обучающимися и другие варианты тематик.
6.
Журнал регистрации коллегиальных заключений ППк по форме:
ФИО
№
Дата
Инициатор
Повод
Коллегиально
Результат
обучающегося,
п/п
рождения обращения обращения е заключение обращения
класс
7.
Протоколы заседания ППк
8.
Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение
(В карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или
педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное заключение консилиума, копии
направлений на ПМПК, согласие родителей (законных представителей) на обследование и
психолого-педагогическое сопровождение ребенка, вносятся данные об обучении ребенка в
классе, данные по коррекционно-развивающей работе, проводимой специалистами психологопедагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и
выдается руководящим работникам школы, педагогам и специалистам, работающим с
обучающимся).
9.
Журнал направлений, обучающихся на ПМПК по форме:
№
п/п
ФИО
обучающегося,
класс
Дата
рождения
Цель
направления
Причина
направления
Отметка о получении направления
родителями
Получено: далее перечень
документов, переданных
родителям (законным
представителям).
Я, ФИО родителя (законного
представителя) пакет
документов получил(а).
«__»
20 г.
Подпись:
Расшифровка:
Приложение 2
Шапка /официальный бланк
Протокол заседания психолого-педагогического консилиума
№
от «
»_
20 г
Присутствовали: И.О. Фамилия (должность, роль в ППк), И.О. Фамилия (мать/отец ФИО
обучающегося):
_1.
_2.
Повестка дня:
_1.
_2.
Ход заседания ППк:
Решение ППк
Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результаты продуктивной
деятельности обучающегося, копии рабочих тетрадей, контрольных и проверочных работ и
другие необходимые материалы):
Председатель ППк
Члены ППк
/И.О. Фамилия/
/
/
/
/
/
/
Другие присутствующие на заседании
/
/
/
/
/
/
/
/
/
/
Приложение 3
Шапка /официальный бланк
Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума
Дата от «
»
20
г
Общие сведения ФИО обучающегося:
Дата рождения обучающегося:
Образовательая программа:
Причина направления на ППк:
Класс:
Коллегиальное заключение ППк
Выводы об имеющихся у ребенка трудностей (без указания диагноза) в развитии, обучении,
адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих
трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической
помощи
Рекомендации педагогам
Рекомендации родителям
Приложение: (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный
маршрут и другие необходимые материалы):
Председатель ППК
Члены ППк:
И.О. Фамилия
И.О. Фамилия
И.О. Фамилия
И.О. Фамилия
С решением ознакомлен (а)
/
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя))
С решением согласен (на)
/
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя))
С решением согласен (на) частично, не согласен (на) с пунктами:
/
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя))
Приложение 4
Представление психолого-педагогического консилиума на обучающегося для представления на
ПМПК
(ФИО, дата рождения, класс)
Общие сведения:
- дата поступления в образовательную организацию; программа обучения (полное наименование); - форма
организации образования:
1.
в классе (общеобразовательный, отдельный для обучающихся с …);
2.
на дому;
3.
в форме семейного образования;
4.
сетевая форма реализации образовательных программ;
5.
с применением дистанционных технологий
факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка в образовательной
организации: переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другого класса, замена учителя начальных классов
(однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с
образовательной организацией, обучение на основе индивидуального учебного плана, надомное
обучение, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных
занятий и др.;
состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и
количество детей/взрослых);
трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация, особо
отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком
родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствами –
в том числе братья/сестры с нарушением развития, а также переезд в другие социокультурные
условия менее, чем 3 года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членом
семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком).
Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации:
1.
Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию:
качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало,
неравномерно отставало, частично опережало).
2.
Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении
с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично
опережает).
3.
Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная,
незначительная, неравномерная, достаточная.
4.
Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период
нахождения в образовательной организации (для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)).
5.
Динамика освоения программного материала:
- программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП); соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы.
6.
Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста,
прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом
(ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при
необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная,
нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная и др.)
7.
Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с
логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
8.
Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать): занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных
классов – указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия, регулярность посещения
этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов.
9.
Характеристики взросления (для подростком, а также обучающихся с девиантным
(общественно-опасным) поведением):
хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих напряжений –
например запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств
и т.п.);
характер занятости во внеурочное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их
выполнению);
отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный,
изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная,
второстепенная);
значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени
по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно,
сформирована на «словах»);
самосознание (самооценка);
принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
особенности психосексуального развития;
религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена); - жизненные планы и
профессиональные намерения.
Поведенческие девиации (для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественноопасным) поведением):
совершение в прошлом или текущие нарушения;
наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество;
проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к
животным), склонность к насилию;
оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негатевизм (делает наоборот); отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам
(пробы, регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость);
сквернословие;
проявление злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать);
отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость);
повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных групп
сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.); дезадаптивные черты личности (конкретизировать).
10.
Информация о проведении индивидуальной профилактической работы
(конкретизировать).
11.
Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного
маршрута, создания условий для коррекции нарушения развития и социальной адаптации и/или
условий проведения индивидуальной профилактической работы.
Дата составления документа.
Подпись председателя ППк. Печать образовательной организации.
Дополнительно:
1.
Для обучающегося по АООП – указать коррекционно-развивающие курсы, динамику в
коррекции нарушений.
2.
Приложением к Представлению для школьников является табель успеваемости,
заверенный личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного
лица), печатью образовательной организации.
3.
Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной организации
(уполномоченного лица), печатью образовательной организации.
4.
Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей
обучающегося.
5.
В отсутствие в образовательной организации психолого-педагогического консилиума,
Представление готовится педагогом или специалистом психоло-гопедагогического профиля, в
динамике наблюдающим ребенка (воспитатель/ учитель начальных классов/ классный
руководитель/ тьютор/ психолог/ дефектолог).
Приложение 5
Заявление на согласие и проведение психолого-педагогического обследования.
Прошу провести обследование специалистами психолого-педагогического консилиума
ученика
класса _
по причине
руководствуясь п. 6 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 X 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации", заявляю о согласии на проведение обследования специалистами
психолого-педагогического консилиума моего ребенка. Настоящим даю свое согласие на
обработку и использование в образовательной организации персональных данных моего
ребенка. Я подтверждаю, что, давая настоящее согласие, я действую по своей воле и в интересах
моего несовершеннолетнего ребенка.
Подпись:
/
(подпись)
Дата: «
»
/
(расшифровка подписи)
20
г.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
00 fa6fb6172ff3e37885f9870a31fcab6b
Владелец: Кузьмина Мария Васильевна
Действителен с: 02.05.2023 по:
25.07.2024