МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального
образования Свердловской области
МОУО - Управление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ СО школа с. Кошуки
Приложение № 23 к ООП ООО,
утв. приказом директора
МКОУ СО школы с. Кошуки
от 01.09. 2023 г. № 149
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Естественно-научная грамотность»
для обучающихся 7 класса
с. Кошуки, 2023
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
00 fa6fb6172ff3e37885f9870a31fcab6b
Владелец: Кузьмина Мария Васильевна
Действителен с: по: 25.07.24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в
области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым
образовательным стандартам предусматривает организацию учебной деятельности, которая
способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика. Развитие и поддержание
его таланта.
Задачи формирования естественно-научной грамотности определяются смыслом
понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном
исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать
активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с
естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном
обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от
него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов».
Одним из ключевых требований к образованию в современных условиях и
важнейшим компонентом реализации ФГОС является овладение учащимися практическими
умениями и навыками, проектно-исследовательской деятельностью.
Программа «Естественно-научная грамотность» направлена на формирование у учащихся 7
класса интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение
полученных знаний на практике. Подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении,
выполнению заданий в рамках мониторинга Функциональной грамотности.
В рамках программы закладываются основы многих практических умений школьников,
которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии.
Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках
биологии в 7 классах достаточно велико, поэтому предмет «Естественно-научная
грамотность» будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки
практических умений обучающихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования. Обучению в действии, позволяет чередовать коллективную
и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы,
касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности. Знакомства со структурой
работы.
Рабочая программа по «Естественно-научной грамотности» для учащихся 7 класса
разработана в соответствии с:
1.
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О
внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации)».
2.
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования (приказ от 31.05.2021 № 287 Министерства просвещения Российской
Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования», зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021,
регистрационный номер 64101.
3.
Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»
4.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
5.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Цель и задачи программы
Цель: формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для
решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений», создание условий для
успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ
исследовательской деятельности.
Задачи:
формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных
представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения
несложных биологических экспериментов;
развитие умений и навыков проектно-исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
формирование основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить на следующие
аспекты:
создание портфолио учащегося, позволяющие оценивать его личностный рост;
использование личностно-ориентированных технологий (технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения в сотрудничестве, метод
проектов и др);
организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций,
позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по
выбранной теме.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии,
эксперименты,
наблюдения,
коллективные
и
индивидуальные
исследования,
самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том
числе с использованием ИКТ.
Место предмета в учебном плане
Программа разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего
образования. Общее число часов, отведенных для изучения предмета «Естественно-научная
грамотность» составляет 34 часа в 7 классе (1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Введение (1 час)
Знакомство с планом работы. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1 «Лаборатория Левенгука» (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы, используемые
для научных исследований. Увеличительные приборы: лупа, штативный микроскоп,
цифровой микроскоп. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы.
Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила
биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы:
1. Устройство микроскопа.
2. Приготовление и рассматривание микропрепарата.
3. Зарисовка биологического объекта.
Проектно-исследовательская деятельность: Мини-исследование «Микромир»
Раздел 2 «Практическая ботаника» (16 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование,
техника сбора, высушивание и монтировка. Правила работы с определителями (теза,
антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения
Свердловской области и Тавдинского района.
Практические и лабораторные работы:
1. Морфологическое описание растений.
2. Определение растений по гербарным образцам.
3. Монтировка гербария.
Проектно-исследовательская деятельность:
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории».
Проект «Редкие растения Тавдинского района Свердловской области»
Раздел 3 «Практическая зоология» (7 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные
особенности животных разных систематических групп.
Жизнь животных: определение животных по следам. Продуктам жизнедеятельности.
Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных
(палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
1. Работа по определению животных.
2. Составление пищевых цепочек.
3. Определение экологической группы животных по внешнему виду.
4. Фенологические наблюдения «Весна в жизни растений и животных»
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини-исследование «Птицы у кормушки»
Проект «Красная книга животных Тавдинского района Свердловской области»
Раздел 4 «Биопрактикум» (6 часов)
Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и
задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления
результатов. Источники информации (библиотека, Интернет-ресурсы). Как оформить
письменное сообщение и презентацию.
Освоение и отработка методик выращивания биокультур.
Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю представление
результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью
диагностики полученных умений и навыков.
Практические и лабораторные работы:
1. Работа с информацией (посещение библиотеки).
2. Оформление доклада и презентации по определенной теме.
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль «Физиология растений»:
Движение растений.
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.
Проращивание семян.
Влияние прищипки на рост растения.
Модуль «Экологический практикум»
Определение запыленности воздуха в помещении.
Влияние «живой» и «мёртвой» воды на рост и развитие растений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение учебного предмета «Естественно-научная грамотность» на уровне основного
общего образования должно обеспечить достижение следующих обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований
и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад
российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и
биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным
состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности,
интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании
анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего
образования, должны отражать овладение следующими универсальными учебными
действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов
(явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою
позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей
биологических объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично
представлять
результаты
выполненного
биологического
опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний
об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности),
и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
классификация – определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка экспериментов и объяснение
их результатов.
2. В ценностно-ориентированной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в химико-биологической лаборатории;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере:
овладение умениями оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
2
Тема
Форма занятия
Введение (1 час)
Вводный инструктаж по ТБ при
Инструктаж,
проведении практических работ.
беседа
Раздел 1 Лаборатория Левенгука (5 часов)
Приборы, используемые для научных Практическая
исследований, лабораторное
работа
оборудование.
Оборудование
Электронные
образовательн
ые ресурсы
Инструкции
ТБ
Микроскоп
оптический с
увеличением,
набор для
изготовления
микропрепара
http://nrc.edu.r
u/est/r4/index.
html
http://www.flo
ranimal.ru
3
Знакомство с устройством
микроскопа.
Практическая
работа.
4
Приготовление микропрепаратов.
Лабораторный
практикум.
5
Зарисовка биологических объектов.
Практическая
работа.
6
Мини-исследование «Микромир»
Практическая
работа.
7-8
9-10
11-12
1314
15-16
17-18
19-20
21-22
23
Раздел 2 «Практическая ботаника» (16 часов)
Фенологические наблюдения «Осень в Экскурсия
жизни растений»
Техника сбора, высушивания и
Практическая
монтировки гербария.
работа
Техника сбора, высушивания и
Практическая
монтировки гербария.
работа
Определяем и классифицируем.
Практическая
работа с определительными
карточками
Морфологическое описание растений
Лабораторный
практикум.
Определение растений в
Практическая
безлиственном состоянии.
работа.
Создание каталога (буклета) «Видовое Проектная
разнообразие растений пришкольной
деятельность
территории»
Редкие растения Тавдинского района
Проектная
Свердловской области.
деятельность.
Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)
Система животного мира
Творческая
мастерская
тов
Микроскоп
оптический с
увеличением,
набор для
изготовления
микропрепара
тов
Микроскоп
оптический с
увеличением,
набор для
изготовления
микропрепара
тов
Микроскоп
оптический с
увеличением,
набор для
изготовления
микропрепара
тов
Микроскоп
оптический с
увеличением,
набор для
изготовления
микропрепара
тов
http://nrc.edu.r
u/est/r4/index.
html
http://www.flo
ranimal.ru
Определитель
ные карточки
Дополнительн
ая литература
http://nrc.edu.r
u/est/r4/index.
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Определяем и классифицируем
Практическая
животных.
работа
Жизнь животных зимой. Подкормка
Практическая
птиц.
работа
Практическая орнитология. МиниПрактическая
исследование «Птицы у кормушки»
работа
Проект «Красная книга Свердловской Проектная
области»
деятельность
Проект «Красная книга Тавдинского
Проектная
района Свердловской области»
деятельность
Фенологические наблюдения «Весна в Творческая
жизни растений и животных»
мастерская
Раздел 4. Биопрактикум (6 часов)
Как выбрать тему для исследования.
Теоретические
Постановка целей и задач. Источники знания
информации.
Как оформить результаты
Практическая
исследования
работа
Методика выращивания биокультур
Практическая
работа
Экологический практикум.
Исследовательская
деятельность.
Создание
презентаций.
Отчетная конференция.
Презентация
работ
учащихся
html
http://www.flo
ranimal.ru
http://nrc.edu.r
u/est/r4/index.
html
чашки Петри
http://www.flo
ranimal.ru
Воспитательный потенциал уроков
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
2. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
3. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
4. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
5. применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных,
деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
6. включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
7. организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
8. инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.