Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 5-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального
образования Свердловской области
МОУО - Управление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ СО школа с. Кошуки

Приложение № к АООП
утв. приказом директора
МКОУ СО школы с. Кошуки
от 01.09. 2023 г. № 149

Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Дефектологические занятия»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
5-9 классы

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00 fa6fb6172ff3e37885f9870a31fcab6b
Владелец: Кузьмина Мария Васильевна
Действителен с: по: 25.07.24

с. Кошуки, 2023 г.

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Дефектологические занятия» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной образовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресован обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
К числу важнейших задач работы по данной программе относится повышение
эффективности и качества обучения детей младшего школьного возраста с легкой умственной
отсталостью, имеющих недоразвитие интеллектуальной сферы.
Программа дефектологических занятий направлена на коррекцию и компенсацию
дефектов развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1). Особое внимание уделяется развитию и коррекции психических функций:
ощущений, восприятий, представлений, памяти, речи, мышления, а также на развитие
произвольного внимания, эмоциональной сферы и регуляции социального поведения.
Учитываются принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности
и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет
ребенку опираться на уже имеющиеся у него умения и навыки, что обеспечивает его
поступательное развитие.
2. Общая характеристика коррекционного курса.
В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога,
условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений
познавательного развития детей с нарушениями интеллекта. Данная программа является
комплексной, объединяет различные виды речевой, социальной, коммуникативной
деятельности для достижения целостного развития основных психических процессов ребенка:
внимания, памяти, воли, интеллекта.
Принципы реализации программы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к
помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и
педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и
содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической
работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной
работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей
психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость
всестороннего изучения обучающихся и предоставление квалифицированной помощи
специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия
методов, техник и приемов коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и
успешность его интеграции в общество.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие
формы работы, которые способствуют разнообразию содержания занятий, а выбор упражнений
и заданий позволит стимулировать познавательный интерес обучающихся.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом
специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных
образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс:
• частая смена видов деятельности;
• включение в работу больше анализаторов;
• использование ориентировочной основы действий (опорные сигналы, образцы или план
выполнения задания, алгоритмы, схемы, таблицы и др.)
• повторяемость программного материала с усложнением;
• дифференциация заданий;
• развитие в адекватном темпе;
• дозированность подачи материала;
• объяснение материала в интересной форме;
• вовлечение в занимательную деятельность;
• воздействие через эмоциональную сферу;
• создание ситуации успеха;
• рефлексия изученного.
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу учащихся динамичной,
насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида
деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
• планирование материала от простого к сложному,
• дозирование помощи учителя-дефектолога,
• постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе
ученика.
Упражнения и задания выстроены так, что четко прослеживается тенденция к
усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются.
Увеличивается объем материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения, где
задания и упражнения, подобраны таким образом, что ее задачи реализуются одновременно по
нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).
В структуру каждого занятия могут входить задания на:
• развитие зрительного восприятия, внимания, памяти;
• развитие слухового восприятия, внимания, памяти; развитие всех видов мышления;
• развитие пространственной ориентировки и временных отношений;
• развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
• развитие связной речи;
• развитие активного и пассивного словаря;
• уточнение знаний об окружающем мире;
• формирование социально-бытовых навыков.
• формирование математических знаний, умений и навыков.

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной
деятельности детей. Важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией,
развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической
деятельности.
3. Цели и задачи изучения коррекционного курса.
Данная программа направлена на работу с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант 1), имеющими трудности в усвоении программы
по учебным предметам в связи с недоразвитием познавательной деятельности, моторики и речи.
Цель программы:
создание системы комплексной помощи обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант 1) в освоении АООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), коррекция
недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их
социальная адаптация.
Задачи программы:
 Обеспечение доступности получения качественного основного общего образования.
 Осуществление индивидуально ориентированной дефектологической помощи детям с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом особенностей
психического, физического, речевого развития, индивидуальных возможностей:
 формировать отчетливые разносторонние представления о предметах, явления окружающей
действительности, которые помогут обучающимся воспринимать учебный материал
сознательно;
 формировать соответствующие возрасту общеинтеллектуальные умения (операции анализа,
сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений
и др.);
 повышать общий уровень развития обучающихся и корректировать индивидуальные
отклонения (нарушения) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового
учебного материала и т.д.);
 формировать умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида: умение
ориентироваться в задании; планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с
наглядным образом или словесном указании педагога; осуществлять самоконтроль и
самооценку и др.;
 развивать речь обучающихся как средство общения и как способа коррекции их
мыслительной деятельности;
 формировать учебную мотивацию;
 формировать социально-нравственное поведение:
 ответственное отношение к учебе;
 соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;
 осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные
отношения, пассивность и др.);
осознание необходимости самоконтроля;
 Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям).
4. Место коррекционного курса в учебном плане.
«Дефектологические занятия» относятся к коррекционно-развивающей области
«Коррекционные занятия» и являются обязательной частью учебного плана. В соответствии с

учебным планом рабочая программа коррекционных курсов «Дефектологические занятия» в 6
классе рассчитана на 34 часа (34 учебные недели) и составляет 1 час в неделю в форме
индивидуальных занятий.
Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемдефектологом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов дефектологической
диагностики.
Программа данного курса представляет систему коррекционно-развивающих занятий и
рассчитана на период освоения основного общего образования (5-9 классы). Программа
реализуется в течение 5 лет.
● 5 класс – 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели).
● 6 класс – 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели).
● 7 класс – 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели).
● 8 класс – 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели).
● 9класс – 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели).
Длительность дефектологических занятий в 5- 9 классах – 40 минут.
5. Основные содержательные линии программы коррекционного курса.
Деятельность
учителя
дефектологапри
реализациипрограммы
коррекционногокурсапроводитсяпо основнымнаправлениям:
1. Диагностическоенаправление
Диагностическое
направление ориентировано на всестороннее
изучение
психолого-педагогическихособенностейребенкаи реализуется в следующемпорядке.
1. Изучениедокументации:
- медицинской: заключениегородской ПМПК при определении варианта
обучения, основнойдиагнози анамнез развития,историюразвития;
- педагогической:характеристики,тетради,рисунки.
2. Наблюдениезаповедениемобучающихсявестественныхусловиях.
3. Наблюдениезаигровойдеятельностьюобучающихся:
- характерэмоциональнойреакциипривидеигрушки,
- способностьсамостоятельновыбратьигрушку,
- разумностьпроизводимыхдействий,
- стойкостьинтереса.
4. Беседасродителями(законнымипредставителями).
5. Беседасребёнком.Выявляетзапассведенийиточностьпредставлений:
- осебе
- обокружающем
- овремени,явленияхприроды,ориентировкивпространстве,
- особенностиречи.
6.
Специальные задания диагностического характера, направленных на получение
сведенийоребёнкеизатемнаосновеихсоставленияиндивидуальнойпрограммыобученияиразвит
ия.
Дефектологическое обследование обучающихся проводится с 1 по 15 сентября и с 15
по
30мая.Накаждогообучающегосяучительдефектологзаполняетпротоколобследования.Обобщенныйрезультатизученияуровняумственн
огоразвитияребенкапредставляетсявдефектологическомпредставлении.Порезультатамобслед
ованияпроводитсягруппировкашкольников по преобладающим нарушениям познавательных
процессов, что помогает учителю-дефектологу решать принципиальные вопросы
организации
коррекционной
работы
с
детьми
иопределятьсодержание,
методыиприемыпедагогическоговоздействия вкаждойгруппе.
2. Коррекционно-развивающеенаправление
Коррекционная
работа
с
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальныминарушениями)проводитсяврамкахданногокоррекционногокурсавформес

пециальноорганизованныхиндивидуальныхигрупповыхзанятий.
Основныенаправлениякоррекционнойработы:
- совершенствованиедвиженийисенсомоторногоразвития:развитиемелкоймоторикикис
тиипальцеврук; развитиенавыковкаллиграфии;развитиеартикуляционноймоторики;
- коррекцияотдельныхсторонпсихическойдеятельности:развитиезрительноговосприят
ия
и
узнавания;
развитие
зрительной
памяти
и
внимания;
формированиеобобщенныхпредставлений
о
свойствах
предметов;
развитие
пространственных представлений и ориентации;развитие представлений о времени; развитие
слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематическихпредставлений,
формированиезвукового анализа;
- развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа;
навыковгруппировкииклассификации(набазеовладенияосновнымиродовымипонятиями);уме
ниеработатьпословеснойиписьменнойинструкции,алгоритму;умениепланироватьдеятельност
ь;
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитиесловеснологическогомышления(умениевидетьиустанавливатьлогическиесвязимеждупредметами,явле
ниямии событиями);
- расширениепредставленийобокружающеммире,развитиеречииобогащениесловаря;
- коррекцияиндивидуальныхпробеловвзнаниях.
На занятиях главное внимание уделяется развитию и коррекции познавательных
процессов,восполнениюпробеловвзнанияхпоучебнымпредметамипропедевтикенаиболееслож
ныхразделовпрограммы.Впроцессеобученияосуществляетсятеснаявзаимосвязьсдругимипред
метами:математикой,чтением,русскимязыком,окружающиммиром,максимальноиспользуется
материал,изучаемый наэтихуроках.
3. Консультативно-просветительскоенаправление
Учитель-дефектолог
оказывает
консультативную
помощь
учителям
общеобразовательногоучрежденияиродителям(законнымпредставителям)обучающихсявопре
делениипричиннеуспеваемостии дает рекомендации поихпреодолению.
Консультативная работа включает: психолого-педагогическое консультирование
педагоговпорешениюпроблемвразвитиииобучении,поведенииимежличностномвзаимодейств
ииконкретныхобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями);кон
сультативнуюпомощьсемьеврешенииконкретныхвопросоввоспитанияиоказаниявозможнойпо
мощиребёнкувосвоенииадаптированнойосновнойобразовательнойпрограммы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы:
беседа,консультация;анкетированиепедагогов,родителей;разработкаметодическихматериалов
ирекомендацийучителю, родителям.
Цель:созданиеусловийдляповышениякомпетентностиродителей,педагоговворганизации
обученияи воспитания школьников:
- комплекснаяпомощьобучающемуся,родителям,педагогам.
- включениеродителейвобразовательныйпроцесс.
4. Методическоенаправление
Цель:изучениеновинокметодическойлитературы,оснащениекабинетаинновационнокоррекционнойметодическойлитературой;участиевметодическихобъединениях;школьныхконс
илиумах,насыщениепредметно-развивающейсредывкабинетедефектолога.
Методическоенаправлениепредполагаетпроведенияанализапроцессакоррекционноговоз
действиянаразвитиеобучающегосясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениям
и)иоценкуегоэффективности,атакжеанализаиоценкувзаимодействияспециалистов.

6. Содержание коррекционного курса.
Курс реализуется на протяжении всего периода обучения с 5 по 9 класс и позволяет
последовательно и постепенно преодолевать нарушения познавательной деятельности, а
также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении. При составлении
планирования учитывается последовательность и цикличность усвоения материала
учащимися. Многократное воспроизведение детьми усвоенных операций и действий
способствует формированию у них стойких навыков и умений. Это в свою очередь
способствует преодолению трудностей усвоения программы.
Содержание курса состоит преимущественно из разделов, направленных на
диагностику, профилактику и коррекцию нарушений познавательной деятельности и
восполнения пробелов в знаниях по предметам, коррекцию нарушений формирования
процесса чтения, письма, счета, формирования функции программирования и контроля
собственной деятельности.
1. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений познавательной
деятельности.
1.1 Зрительное и слуховое восприятие, развитие графомоторных навыков.
Формирование произвольности зрительного восприятия. Развитие осмысленности
восприятия, совершенствование зрительного анализа. Развитие слухового восприятия.
Восприятие размера, формы предметов. Форма (геометрические фигуры). Величина
(длина, ширина, высота, толщина). Формирование графических навыков. Развитие
точности и координации в системе «глаз-рука», развитие навыков точного копирования
образца. Формирование элементов конструкторских навыков и творческого воображения.
Воссоздание фигур по контурному образцу. Развитие умения анализировать форму
плоскостной фигуры. Формирование умения действовать по заданному алгоритму.
Развивающие игры и упражнения на оперирование пространственными образами,
обобщение их отношений; визуальное деление целого объекта на части и, наоборот,
составление из элементов заданной модели, и т. д.
1.2.
Пространственные и временные представления.
Временные отношения. Времена года, части суток, дни недели. Последовательность
дней недели, времен года. Ориентировка во времени, понятия «раньше, позже, потом».
Развитие чувства времени. Пространственные понятия. Ориентировка в пространственных
отношениях («далеко», «близко», «около», «рядом» «верх», «низ», «левое», «правое»,
«середина», «вверху», «внизу»,«слева», «справа», «влево», «вправо» на плоскости и на
листе бумаги.). Воссоздание фигур по контурному образцу. Развитие умения
анализировать форму плоскостной фигуры. Формирование умения действовать по
заданному алгоритму. Перемещение и изменение объектов в двумерном измерении.
Развивающие игры и упражнения на оперирование пространственными образами,
обобщение их отношений; визуальное деление целого объекта на части и, наоборот,
составление из элементов заданной модели, перенос свойств одних предметов на другие;
поиск совпадающих свойств разных предметов, деление предметов на несколько заданных
фигур, складывание и перекладывание палочек с целью составления заданных фигур..
Задания на перемещение фигур, составление фигур из частей.
1.3.
Развитие памяти.
Развитие объема внимания и оперативной зрительной памяти. Запоминание,
сохранение, воспроизведение информации. Развитие оперативной слуховой памяти.
Развитие оперативнойслуховой памяти на числа. Долговременная память. Объем слуховой

и зрительной памяти. Развитие опосредованной памяти. Развитие словесно-логической
памяти. Развитие способности устанавливать связи между словами, связанными и
несвязанными по смыслу. Развитие ассоциативной памяти.
Развивающие игры и упражнения на совершенствование слуховой и зрительной
памяти, развитие смысловой памяти и наблюдательности, умение применять специальные
приемы, облегчающие запоминание.
1.4.
Развитие внимания.
Развитие скорости ориентировочно-поисковых движений взора, переключаемости
внимания. Развитие объема внимания. Тренировка распределения и избирательности
внимания. Развитие концентрации и устойчивости внимания. Тренировка
помехоустойчивости и сосредоточенности. Развитие произвольного внимания. Развитие
самоконтроля.
Развивающие упражнения на выполнение заданий по словесной инструкции,
нахождение «спрятанных слов среди букв, быстрое нахождение определенных чисел в
таблице, нахождение и исправление ошибок в тексте, быстрое нахождение пары цифр по
определенным параметрам.
1.5.
Развитие математических представлений и мышления.
Развитие логического мышления, умения осуществлять анализ и синтез объекта,
устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Развитие умения
находить и анализировать закономерности, обобщать. Делать выводы. Решение
логических задач с использованием наглядных моделей, знаков и символов
(кодирование/замещение). Развитие подвижности и гибкости мышления.
Развивающие упражнения, направленные на выделение существенных признаков с
последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для
выполнения заданий: продолжение ряда по закономерности, нахождение нарушения в
закономерности, поиск недостающих фигур и т. д. Сравнение, дифференциация,
классификация; сравнение предметов;обобщение по заданному признаку.
1.6.
Развитие речи и работа с информацией.
Развитие речи. Восприятие и осмысление полученной информации, овладение
способами обработки данной информации, определение учебной задачи. Обогащение
словаря. Совершенствование навыков чтения и понимания прочитанного. Формирование
умения ясно, четко и последовательно излагать свои мысли. Работа с таблицами.
Структура таблицы, запись информации в таблицу. Работа со схемами и рисунками,
ребусы, анаграммы, чайнворды, знаково – символические обозначения, аббревиатура.
Развивающие игры и упражнения на комбинирование слов из ограниченного
сочетания букв; подбор слов, превращение одних слов в другие путем перестановки или
добавления букв, слогов. Составление слов из слогов, нахождение слов с
противоположным значением, составление предложений и коротких рассказов.
2. Формирование функции программирования и контроля собственной
деятельности.
Формирование умения ориентироваться в задании, умения планировать этапы
выполнениязадания. Основные способы самоконтроля каждого этапа выполнения задания,
8

формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и
результате. Развитие умения работать по образцу, действовать по схеме.
3. Формирование учебной мотивации (базовых учебных действий).
Ликвидация пробелов знаний по учебным предметам: математика, русский язык,
чтение.
Тематическое планирование
5 класс
№п
/п
1

Количеств
о часов

Название темы
Входнаядиагностика.
Обследованиеречевойдеятельности,математическихпредставлений,представленийоб
окружающеммире.

1

Формированиеобобщенныхпредставленийосвойствахпредметов
(цвет,
форма,
величина).
Нахождение
общих
и
отличительныхпризнаковдвух предметов.
Формированиеумениясравниватьпредметыпообразцу(опорнойсхеме)инаходитьпредме
тыпозаданнымпризнакам.

1

4

Развитиеречи.Работасдеформированнымпредложением.

1

5

Определениеналоженных,зашумлённыхизображений,геометрическихфигур.

1

2

3

6

7

Формирование

пространственных
представлений.
Положениепредметоввпространстве:вверху-внизу,впереди–

сзади,далекоблизко,рядом:между,около,всередине.
Формированиепространственныхпредставлений.Ориентированиеналистебумагиивпрос
транстве.

1

1

1
1

9

Расположениеплоскостныхиобъемныхпредметоввгоризонтальноми
вертикальномполелиста,словесноеобозначениепространственныхотношениймеждупре
дметами.
Развитиеспособностианализироватьпростыезакономерности.

10

Развитиеречи.Работасдеформированнымтекстом.

1

11

Формированиесенсорныхэталоновплоскостныхгеометрическихфигур(круг,квадрат,пр
ямоугольник,треугольник).

1

12

Группировкапредметовиихизображенийпоформе(попоказу:круглые,квадратные,прямо
угольные,треугольные).

1

13

Формированиеуменияосуществлятьсловесныйотчето
совершаемомдействииирезультатедействия.

1

14

Формирование

15

Формированиеуменияработатьнадзадачей:анализировать,определятьколичествои
порядокдействий, решать.

1

16

Формированиевременныхпредставлений.Единицавременисутки(утро,день,вечер,ночь).

1

8

навыков
самоконтроля
во
выполненияписьменныхзаданий.

время

1

1

9

17

Формированиевременныхпредставлений.Временагода.Месяцыгода.

1

18

Формированиевременныхпредставлений.Днинедели.

1

19

Активизациязрительноговниманияпутёмсличенияпредметасегосилуэтом.Корректурны
епробы.

1

20

Развитиеобъемаиустойчивостислуховойпамятивработенадликвидациейпробеловвычис
лительных иречевыхнавыков.

1

21

Развивающиеигрыиупражнениянасовершенствованиеслуховойизрительнойпамяти.

1

22

Упражнениянаформированиенавыковконструирования.

1

23

Коррекционноразвивающиеупражненияпоразвитиюмыслительныхопераций(анализ,синтез).

1

24

Коррекционноразвивающиеупражненияпоразвитиюмыслительныхопераций(сравнение,обобщение).

1

25

Составлениесвязногорассказапосериисюжетныхкартинок.

1

26

Упражнениянаразвитиегибкостиибыстротымышления.

1

27

Формированиенаглядно-образногомышления.

1

28

Упражнениянанахождениеразличийвпарныхкартинках.

1

29

Развитиеслуховоговосприятия.Прослушиваниетекстаиответынавопросыпоегосодержан
ию.

1

30

Написаниезрительныхдиктантов.

1

31

Речевыеигры.Словообразованиепообразцу

1

32

Формирование

33

Упражненияназапоминаниеивыполнение3-4последовательныхинструкций.

1

34

Итоговая
диагностика.
Обследование речевой деятельности, математических
представлений, представлений об окружающем мире.

1

пространственных
Работаслабиринтами.

представлений.

Итого

1

34

6 класс
№п
/п
1

Название темы
Входнаядиагностика.
Обследованиеречевойдеятельности,математическихпредставлений,представленийоб
окружающеммире.

Количеств
о часов
1

10

2

Упражнениянасравнениепредметовсуказаниемихсходстваиразличияпозаданнымпризна
кам:цвет,форма,размер.

1

3

Работаютсдеформированнымпредложением,текстом.

1

4

Нумерация

многозначных
чисел.
Арифметические
действиясмногозначнымичислами.
Формированиеэлементовконструкторскихнавыковитворческоговоображения.Рисовани
епредметовпопунктирам.

1

6

Упражнения

1

7

Активизациязрительноговниманиявпроцессеузнаванияиописанияпредметапоконтурно
муизображению егочасти.

1

8

Упражнениянаопределениеналоженных,зашумлённыхизображен
ий,геометрическихфигур,цифр,букв.

1

9

1

11

Развитиеустойчивостивнимания.Нахождениезаданнойбуквы,цифрывпечатномтексте
.
Развитиезрительнойпамяти.Запоминаниепоследовательностииз67предметныхкартинок.
Развитиезрительнойпамяти.Воспроизведениепопамятипростыхграфическихрисунков.

12

Составлениесвязноговысказыванияописательногохарактерасопоройнанаглядность.

1

13

Развитиеспособностианализироватьпростыезакономерности.

1

14

Упражнения
на группировку:
«Исключи
лишнее»,
«Сходство
и
различие»,«Продолжиряд».
Формирование
умения
работать
с таблицами:
знакомствосоструктуройтаблицы,умениенаходитьинформацию
потаблице,
заполнятьтаблицувсоответствиисзаданием,пообразцу,делаютвыводпоитогамзаполне
ниятаблицы.
Формирование
навыков
самоконтроля
во
время
выполненияписьменныхзаданий.

1

Формирование

1

18

умения
работать
над
задачей:
анализировать,определятьколичествои
порядокдействий,решать.
Формированиеуменияпересказыватьтекст,используяпростуюсхему-план.

19

Развитиеслуховойпамяти.Запоминаниецепочкииз4-5слов,

1

20

Развитиеслуховойпамяти.Запоминание4-5парслов,объединённыхпосмыслу.

21

Развитие
слуховой
памяти.
3последовательныхинструкций.

22

Упражненияназапоминаниеивыполнение2-3последовательныхинструкций.

1

23

Формированиевременныхпредставлений.Час.Определениевременисточностьюдо 1
часа.

1

5

10

15

16
17

на формирование
обобщающих
понятий,
навыковгруппировки предметовпоодномупризнаку.

Запоминание

и

выполнение 2-

1

1
1

1

1

1

1
1

11

24

Формированиепространственныхпредставлений.Работаслабиринтами.

1

25

Работастекстом:продолжитьрассказподанномуначалу.

1

26

Формированиезрительноговнимания.Корректурныепробы.

1

27

Упражнениянаповышениеобъемавнимания.

1

28

Развитиеобъемаиустойчивостислуховойпамятивработенадликвидациейпробеловвычисл
ительных иречевыхнавыков.

1

29

Обучениеприемамзапоминания.

1

30

Решениелогическихзадач.

1

31

Решениелогическихзадач.

1

32

Развивающиеупражнениянавыполнениезаданийпословеснойинструкции.

1

33

Установление причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок.

1

34

Итоговая
диагностика.
Обследование речевой деятельности, математических
представлений, представлений об окружающем мире.

1

Итого

34

7 класс
№п
/п
1

Количеств
о часов

Название темы
Входнаядиагностика.
Обследованиеречевойдеятельности,математическихпредставлений,представленийоб
окружающеммире.

1

2

Упражнениянаформированиеобобщающих
понятий,навыковгруппировкипредметовпоопределенномупризнаку.

1

3

Работаютсдеформированнымпредложением,текстом.

1

4
5

Нумерация
многозначных
чисел.
Арифметические
смногозначнымичислами.
Классификацияпредметовпоразнымпризнакам.

6

Упражнениянасоотнесениегеометрическихфигурспредметамиокружающейобстановки.

1

7

Получениезаданнойгеометрическойфигурыиздругихфигур,складываниеузоровпо
образцуипо памяти.

1

8

Формированиенавыковпроизвольноговнимания.

1

действий

1
1

12

9
10
11

Развитиеустойчивостивнимания.Нахождениеошибоквпечатномтексте.
Нахождениеразличийисходствнакартинкахсословеснымотчётомиобъяснением.
Развитиезрительнойпамяти.Запоминаниерядаиз7предметов,из7парпредметов.

1
1
1

12

Составлениесвязноговысказыванияописательногохарактерасопоройнанаглядность.

1

13

Определениеубранногоилидобавленногопредметаврядуранеепредъявленных.

1

14

Запоминаниепоследовательностииз7предметныхкартинок.

1

15

Формированиеуменияработатьстаблицами:знакомствосоструктуройтаблицы,умениена
ходитьинформациюпотаблице,заполнятьтаблицу
всоответствиисзаданием,пообразцу,делаютвыводпоитогамзаполнениятаблицы.
Формирование
навыков
самоконтроля
во
время
выполненияписьменныхзаданий.

1

Формированиеуменияработать надзадачей: анализировать,определятьколичествои
порядокдействий,решать.
Ориентировкавовремени.Месяц.Год.Минута.Определениевременисточностьюдо5
минут.
Ориентировкавовремени.Месяц.Год.Минута.Определениевременисточностьюдо5
минут.

1

16
17
18
19

1

1
1

20

Формированиеэлементовконструкторскогомышленияиконструкто
рскихнавыков.

1

21

Упражнениянаразвитиепространственнойкоординации.

1

22

Формированиеконцентрациииустойчивостивнимания.Упражнениянапоискиходов
всложных лабиринтахсопоройнаплан.

1

23

Формированиезрительноговнимания.Корректурныепробы.

1

24

Установлениепоследовательностисобытий.Составлениерассказапосериисюжетных
картинок.

1

25

Развитиезрительнойпамяти.Воспроизведениепопамятипростыхграфическихрисунков.

1

26

Развитие

1

27

Действиясмногозначнымичислами.

1

28

Формированиеуменияпересказыватьтекст,используяпростуюсхему-план.

1

29

Установлениепоследовательностисобытий.

1

30

Упражнения

1

31

Упражнениянапоискзакономерностей.

1

32

Решениелогическихзадач.

1

33

Ориентация в пространстве. Перемещение предметов в заданном направлении.

1

зрительной
памяти.
Запись
прочитанногопредложения.

по

памяти

на выявление
закономерности
расположениячисел.Нахождение«лишнего»числаврядучисел.

13

34

Итоговая
диагностика.
Обследование речевой деятельности, математических
представлений, представлений об окружающем мире.

Итого

1

34

8 класс
№п
/п
1

Количеств
о часов

Название темы
Входнаядиагностика.
Обследованиеречевойдеятельности,математическихпредставлений,представленийоб
окружающеммире.

1

2

Упражнения на
проведениеклассификациипредметов,чисел,понятийпозаданномуоснованию
классификации.

1

3

Работаютсдеформированнымпредложением,текстом.

1

4
5

Нумерация
многозначных
чисел.
Арифметические
многозначнымичислами.
Упражнениянасовершенствованиевосприятияформы.

6

Упражнениянаразличениецветовыхтоновиправильноеихсловесноеобозначение.

1

7

Формированиенавыковпроизвольноговнимания.

1

8

Развитиеустойчивостивнимания.Нахождениеошибоквпечатномтексте.

1

9

Развитиезрительнойпамяти.Запоминаниерядаиз10картинок.Определениеубранногоили
добавленногопредметаврядуранее
предъявленных.
Развитиеслуховойпамяти.Воспроизведениепопамятицепочкииз7-10прочитанныхслов.

1

действия

1
1

Составлениесвязноговысказыванияописательногохарактерасопоройнанаглядность.

1
1

12

Заполнениецветовыхмагическихквадратовсгеометрическимифигурами.

1

13

Упражнениянапоискнедостающейфигурыснахождениемдвух–
трехособенностей,лежащихвосновевыбора.

1

14

Формирование
умения
работать
с
таблицами:
знакомство
со
структуройтаблицы,умениенаходитьинформациюпотаблице,заполнятьтаблицувсоотв
етствиисзаданием,пообразцу,делаютвыводпоитогам
заполнениятаблицы.
Формирование
навыков
самоконтроля
во
время
выполненияписьменныхзаданий.

1

16

Формирование умения работать над задачей: анализировать, определятьколичествои
порядокдействий, решать.

1

17

Самостоятельное

1

10
11

15

18

моделирование
пространственных
ситуаций,предоставлениесловесного отчета.
Работастекстом:продолжитьрассказ поданномуначалу.

1

1

14

1

19

Знакомствосправиломчисловогомагическогоквадрата.Решениемагическихквадратовсл
ожения.

20

Решениемагическихквадратовсложения.Нахождение2недостающихизображенийвлоги
ческомквадрате9*9.

1

21

Упражнения

1

22

Обучениеприемамзапоминания.

23

Формирование

24

Составление

25

на выявление
закономерности
расположениячисел.Нахождение«лишнего»числаврядучисел.

1

навыков
самоконтроля
во
выполненияписьменныхзаданий.

время

1

плоскостных
геометрических
фигур
и
предметовсиспользованиемспециальныхнаборов«Волшебныйкруг»

,«Танграм»,
«Колумбовояйцо».
Развивающие
упражнения
на выполнение
словеснойинструкции.

заданий

по

1

1

26

Формированиенавыковсамоконтролявовремявыполненияматематичес
кихзаданий.

1

27

Формированиепространственныхпредставлений.Выполнениеграфическогодиктантапод
диктовкуучителя.

1

28

Формирование

1

29

Развитиеобъемаиустойчивостислуховойпамятивработенадликвидациейпробеловвычис
лительных иречевыхнавыков.

1

30

Нахождение
закономерностей
в
магической
Заполнениемагическихцепейпозаданнымзакономерностям.

1

31

Упражнения
на развитие
способности
смыслнагляднойситуации,картинок-нелепиц.

32

Обучениеприемамзапоминания.

1

33

Упражнениянаформированиенавыковконструирования.

1

34

Итоговая
диагностика.
Обследование речевой деятельности, математических
представлений, представлений об окружающем мире.

1

навыков
самоконтроля
во
выполненияматематическихзаданий.

время

цепи.

понимать

скрытый

Итого

1

34

9 класс
№п
/п
1

Количеств
о часов

Название темы
Входнаядиагностика.
Обследованиеречевойдеятельности,математическихпредставлений,представленийоб
окружающеммире.

1

2

Работаютсдеформированнымпредложением,текстом.

1

3

Нумерация
многозначных
многозначнымичислами.

чисел.

Арифметические

действия

1

15

4
5

Упражнениянасовершенствованиевосприятияформы.
Упражнениянаразличениецветовыхтоновиправильноеихсловесное
обозначение.

1
1

6

Формированиенавыковпроизвольноговнимания.

1

7

Развитиеустойчивостивнимания.Нахождениеошибоквпечатномтексте.

1

8

Нахождениеразличийисходствнакартинкахсословеснымотчётомиобъяснением.

1

9

Развитиезрительнойпамяти.Запоминаниерядаиз10картинок.
Определениеубранногоилидобавленногопредметаврядуранеепредъявленных.

1

10
11

Развитиеслуховойпамяти.Воспроизведениепопамятицепочкииз7-10прочитанныхслов.
Составлениесвязноговысказывания описательногохарактерасопорой
нанаглядность.
Заполнениецветовыхмагическихквадратовсгеометрическимифигурами.

1
1

13

Упражнениянапоискнедостающейфигурыснахождениемдвух–
трехособенностей,лежащихвосновевыбора.

1

14

Формирование
умения
работать
с
таблицами:
знакомство
со
структуройтаблицы,умениенаходитьинформациюпотаблице,заполнятьтаблицувсоотв
етствиисзаданием,пообразцу,делаютвыводпоитогам
заполнениятаблицы.
Формирование
навыков
самоконтроля
во
время
выполненияписьменныхзаданий.

1

16

Формирование умения работать над задачей: анализировать, определятьколичествои
порядокдействий, решать.

1

17

Самостоятельное
моделирование
пространственных
ситуаций,предоставлениесловесного отчета.
Работастекстом:продолжитьрассказ поданномуначалу.
Знакомствосправиломчисловогомагическогоквадрата.Решениемагическихквадратовсл
ожения.

1

12

15

18
19

1

1

1
1

20

Решениемагическихквадратовсложения.Нахождение2недостающихизображенийвлоги
ческомквадрате9*9.

21

Упражнения
на выявление
закономерности
чисел.Нахождение«лишнего»числаврядучисел.

22

Обучениеприемамзапоминания.

23

Формирование
навыков
выполненияписьменныхзаданий.

самоконтроля

24

Развивающие
упражнения
словеснойинструкции.

на

25

Формированиенавыковсамоконтролявовремявыполненияматематичес
кихзаданий.

1

26

Формированиепространственныхпредставлений.Выполнениеграфическогодиктантапод
диктовкуучителя.

1

расположения

1
1
1

выполнение

во

время
заданий

1
по

1

16

27

Формирование
навыков
самоконтроля
выполненияматематическихзаданий.

во

время

28

Развитиеобъемаиустойчивостислуховойпамятивработенадликвидациейпробеловвычис
лительных иречевыхнавыков.

1

29

Упражнения

1

30

Обучениеприемамзапоминания.

1

31

Упражнениянаформированиенавыковконструирования.

1

32

Нахождениепропущенныхцифрвпримерахнасложениеивычитание.

1

33

Решениелогическихзадач.

1

34

Итоговая
диагностика.
Обследование речевой деятельности, математических
представлений, представлений об окружающем мире.

1

на развитие
способности
понимать
скрытыйсмылнагляднойситуации,картинок-нелепиц.

Итого

1

34

7. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

Освоение
программы коррекционного
курса «Дефектологические
занятия» обеспечивает
достижение обучающимися
с
интеллектуальными
нарушениями развития личностных и предметных результатов.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
● положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для
того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
● при помощи педагога или самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
● принимать посильное участие (в пределах возрастных и индивидуальных
возможностей) в общественной жизни класса и школы (дежурство в школе и классе,
участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных
мероприятиях);
● придерживаться (в некоторых случаях при помощи педагога) норм и требований
школьной жизни, прав и обязанностей ученика, моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
● при помощи педагога или самостоятельно строить жизненные планы с учетом
конкретной ситуации и собственных индивидуальных возможностей и склонностей;
● при помощи педагога или самостоятельно выбирать профильное образование для
дальнейшего обучения;
● с помощью педагога ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач в
различных аспектах школьной жизни на основе их анализа;
● давать оценку результатов своей работы на основе критериев успешности ее
выполнения, задаваемых педагогом;
17

● осознавать смысл и оценивать свои поступки и поступки других детей с точки зрения
усвоенных моральных норм и этических чувств, анализируя их с помощью педагога;
● принимать и придерживаться традиционных ценностных ориентаций (семьи, природы,
своей страны, здорового образа жизни, уважительного отношения к окружающим людям).
Коммуникативными результатами является формирование следующих умений:
● вступать в учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и
учителями (в паре, в группе) на индивидуально доступном уровне;
● регулировать самостоятельно или при участии педагога конфликтные ситуации
посредством учёта интересов сторон и поиска компромисса;
● согласно индивидуальным возможностям формировать компетентность в области
использования информационно-коммуникационных технологий;
● сознательно использовать устную и письменную речь в учебно-познавательной
деятельности, для общения, выражения собственных мыслей, чувств, идей на
индивидуально доступном уровне самостоятельно или при помощи педагога;
● использовать внешнюю и внутреннюю речь как регулятор планирования,
осуществления и коррекции деятельности самостоятельно или под руководством
педагога;
● участвовать в диалоге, в групповом обсуждении при совместной деятельности на
индивидуально доступном уровне.
Регулятивными результатами является формирование следующих умений:
● с помощью педагога или самостоятельно планировать пути достижения цели, выбирать
наиболее оптимальные способы решения учебных и познавательных задач;
● самостоятельно или с помощью педагога выбирать приоритетные цели;
● под руководством педагога или самостоятельно координировать свои действия с
планируемыми результатами, контролировать ход выполняемой деятельности, выбирать
способы действий, исходя из имеющихся условий и требований, корректировать действия
при изменении ситуации;
● с помощью педагога или самостоятельно оценивать собственные возможности при
выполнении учебной задачи, правильность её выполнения;
● самостоятельно или под руководством педагога принимать решения в учебной и
внеучебной деятельности; делать простейший прогноз будущих
● событий и развития выполняемой деятельности самостоятельно или под руководством
педагога;
● прогнозировать и контролировать временные рамки выполнения учебной и внеучебной
деятельности самостоятельно или с помощью педагога;
● осуществлять самоконтроль и самооценку на индивидуально доступном уровне.
Познавательными результатами является формирование следующих умений:
● самостоятельно или с помощью педагога определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
18

● самостоятельно или под руководством педагога создавать, применять и
преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебнопознавательных задач;
● использовать навык смыслового чтения на индивидуально доступном уровне,
применять основы ознакомительного, поискового чтения;
● проводить простейшие наблюдения по плану и простейшие эксперименты под
руководством учителя; самостоятельно или под руководством педагога объяснять
явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
● на индивидуально доступном уровне адекватно воспринимать переносный смысл
выражений, пословиц, метафор, применяя образные обороты речи;
● самостоятельно или при помощи педагога работать с текстом, выявляя его структуру,
главную идею, тему, последовательность событий и причинно- следственные связи;
● на индивидуально доступном уровне принимать участие в проектно-исследовательской
деятельности самостоятельно или под руководством педагога.
Предметными результатами коррекционно-развивающих занятий являются
формирование следующих умений:
● определять виды отношений между понятиями;
● решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
● находить закономерность в окружающем мире, математике и русском языке;
● устанавливать ситуативную связь между понятиями;
● рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
● решать логические задачи,
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы:
1.Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987.
- 96 с. 2.Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М., 2008. – 95 с.
3.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение: Владос, 1995. -112 с. 4.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и
подростков. - СПб: Издательство «Дрофа», 2014. - 391 с.
5.Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога –
дефектолога. - Москва, 2013 г. 6.Мамайчук И И. Психологическая помощь детям с
проблемами в развитии. С-Пб., 2006.
7. Худенко Е.П., Останина Е.К. Практическое пособие по развитию речи для детей с
отклонениями в развитии. 1-2 часть. – М.: Издательство “Школа”, 2010 г.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. –
М., 2003.
9.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.
10.
Шевченко
С.Г.
Коррекционно-развивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты: Метод.пособие для учителей начальных классов коррекционноразвивающего обучения. – М., 1999 – 136с.
19

11.
Шевченко
С.Г.
Коррекционно-развивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты: Метод.пособие для учителей начальных классов коррекционноразвивающего обучения. - М., 1999.
12.
Шевченко С.Г., Тригер Р.Д., Г.М. Капустина, И.Н. Волкова. Методические
материалы для работы педагогов-дефектологов. 13.Шмаков С.Л. Игры-шутки, игрыминутки. — М., 1993.
Для обследования детей используется:
1.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение: Владос, 1995. -112 с. 2.«Практический материал для проведения
психолого-педагогического обследования детей» (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими
рекомендациями А.Д. Вильшанской. Этот подход имеет не только коррекционную, но и
профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество
учащихся, вести коррекционно- развивающую работу в преодолении отклонений
познавательных способностей учащихся.
Наглядно-дидактический материал:
1. Мозаика, пазлы.
2. Кубики.
3. Дидактическая игра «Сравни и подбери».
4.Дидактическая игра «Форма и цвет».
5. Трафареты, шаблоны.
6. Штриховки.
7. Материал для аппликации, рисования.
8. Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и словеснологического мышления.
9.Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.
10.Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов
логического мышления.
11.Цветные карандаши.
12.Сюжетные картинки (простой сюжет).
13.Бумага.
14.
Конструктор.
Технические средства обучения
• Компьютер
• Многофункциональное устройство принтер-сканер-копир (чёрно-белый).

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.