ПРИЛОЖЕНИЕ К АООП ООО (УО)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Кошуки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционного курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Подписанный цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КОШУКИ
Эл. адрес:
ШКОЛА С. КОШУКИ
scoolkosuki@mail.ru
Дата: 2022/12/22 14:03:13
+05'00'
1
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
коррекционного
психомоторики и сенсорных процессов» 5 класс
Составитель
Логинова Ольга Александровна, педагог-психолог
2
курса
«Развитие
1. Пояснительная записка
Цель
коррекционного
курса:
правильное
многогранное
полифункциональное представление об окружающей действительности,
способствующее оптимизации психического развития ребенка и более
эффективной социализации его в обществе, на основе создания оптимальных
условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных
свойств, качеств, признаков.
Задачи коррекционного курса:
1.
Формирование на основе активизации работы всех органов
чувств и адекватного восприятия явлений и объектов окружающей
действительности в совокупности их свойств;
2.
Коррекция недостатков познавательной деятельности детей
путем систематического и целенаправленного воспитания у них
полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых
свойств предметов, их положения в пространстве;
3.
Формирование пространственно-временных ориентировок;
4.
Развитие слухоголосовых координаций;
5.
Формирование
способности
эстетически
воспринимать
окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов
(цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
6.
Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
7.
Обогащение словарного запаса детей на основе использования
соответствующей терминологии;
8.
Исправление
совершенствование
недостатков
моторики,
зрительно-двигательной координации;
9.
действий.
Формирование точности и целенаправленности движений и
2. Общая характеристика коррекционного курса
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с
развитием общих способностей предполагается исправление присущих
обучающимся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), недостатков психофизического развития и формирование у
3
них относительно сложных видов психической деятельности. Общая
коррекционная работа, осуществляемая в процессе занятия, должна
дополняться индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для
отдельных детей.
Тематический план курса занятий «Развитие моторики и сенсорных
процессов» является вариативным и имеет адресную направленность на
конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные
затруднения.
•
Предусматривает изучение следующих разделов:
•
Развитие моторики, графомоторных навыков.
•
Тактильно-двигательное восприятие.
•
Кинестетичское и кинетическое развитие.
•
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование
предметов.
•
Развитие зрительного восприятия.
•
Восприятие особых свойств предметов через развитие
осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.
•
Развитие слухового восприятия.
•
Восприятие пространства.
•
Восприятие времени.
Основной формой является коррекционное занятие. Занятие проводится
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся,
продолжительность занятий 20-40 мин.
1
этап. Вводный. На данном этапе применяются упражнения
направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие
концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика, положительный
настрой к продуктивной совместной деятельности.
2
этап. Основной. Предполагает повторение пройденного и
реализацию соответствующего раздела программы. После выполнения
основного содержания занятия применяются упражнения на развитие
межполушарного взаимодействия (кинезиотерапия).
3
этап. Заключительный. На данном этапе осуществляется
закрепление пройденного, детям предлагается перечислить игры, в которые
они играли, что им понравилось и чем им не хотелось заниматься.
Для проведения коррекционного занятия требуется специально
организованная
предметно-пространственная
среда:
функционально
ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций
4
(строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные
пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,
полоски цветног картона разной длины и ширины, геометрическое лото,
сенсорные модули и др.)
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебный план коррекционный курс «Развитие психомоторики и
сенсорных процессов» включен в 5 классе в объёме 1 час в неделю, форма
проведения – фронтальная.
Продолжительность реализации программы – 1 год.
4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного
курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
адаптированной программы общего образования обеспечивает достижение
обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов:
личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее
место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они
обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Требования к результатам освоения программы
Планируемые результаты
Личностные
Предметные
Осознание себя как гражданина Целенаправленно
выполнять
России; формирование чувства
действия по трёх- и четырёхзвенной
гордости за свою Родину
инструкции педагога
Формирование
адекватных Действовать по звуковому сигналу;
представлений
о
собственных адекватно
ориентироваться
на
возможностях, о насущно
плоскости
и
в
пространстве;
выражать пространственные
необходимом жизнеобеспечении
отношения с помощью предлогов
5
Накопление доступных навыков Определять время по часам
коммуникации, самообслуживания,
бытовой и доступной трудовой
деятельности
Привитие навыков, способствующих Сравнивать предметы по тяжести на
сохранению и укреплению здоровья
глаз, взвешивать на руке
Перенос сформированных навыков и Различать
запахи
и
умений в собственную деятельность
качества, называть их
(компонент
«жизненной
вкусовые
компетенции»)
Развитие
этических
доброжелательности и
чувств, Классифицировать
предметы
явления на основе выделенных
и
эмоционально-нравственной
свойств и качеств
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других
людей
Развитие мотивации к учебной Зрительно дифференцировать 2-3
деятельности и труду; работе на предмета по неярко выраженным
результат
качествам, определять их словом
любознательности,
Формирование
установки
на Развитие
наблюдательности, способности
здоровый образ
замечать новое, задавать вопросы
Развитие навыков сотрудничества со Определять на ощупь поверхность
взрослыми и сверстниками в разных предметов, обозначать в слове
социальных ситуациях
качества и свойства предметов
Овладение
социально-бытовыми Дорисовывать
незаконченные
изображения
составлять
навыками используемыми в
цветовую гамму от тёмного до
повседневной жизни
светлого тона разных оттенков;
Овладение начальными навыками Группировать предметы по двум
признакам
формы,
адаптации
в
динамично заданным
величины или цвета, обозначать
изменяющемся и развивающемся
словом;
мире
6
Формирование навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в разных социальных
ситуациях
Конструировать предметы из
деталей, геометрических фигур
5-6
5. Содержание коррекционного курса
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд
задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием
умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно
выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога,
что является основой для формирования у учащихся пространственной
ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также
работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти
рук и пальцев.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах
окружающего мира в программу включен раздел «Тактильно-двигательное
восприятие». Разные предметы обладают рядом свойств, которые
невозможно познать с помощью только, например, зрительного или
слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с
интеллектуальной недостаточностью затруднено. При исследованиях
обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной
деятельности, как младших, так и старших школьников; асинхронность и
несогласованность
движений
рук,
импульсивность,
поспешность,
недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно
большое количество ошибок при распознавании объектов. Сложность
создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его
формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических
сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития
мышечно-двигательной чувствительности.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает
формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела
или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы,
туловища, глаз) в пространстве.
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета;
конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний
учащихся
о
сенсорных
эталонах.
С
учетом
особенностей
7
психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями
становится ясно, что данный вид работы требует системного и
последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении,
дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности
обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность,
обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и
сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной
предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к
формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но
и к умению группировать предметы по различным (в том числе
самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять
сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры,
использовать различные приемы измерения.
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия»
обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия
школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно
затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся:
замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность,
снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов
или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут
выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы —
восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку
ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать
дезориентировку в окружающем.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов
через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых
качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии
его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию
осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на
формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на
оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и
углубляется информация, полученная другими анализаторами, а
взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в
познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой
сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного
(кинестетический, кинетический), зрительного.
Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции
деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей
8
основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой
дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на
интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать
обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании
фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих.
Определенную роль играют и характерная общая инактивность
познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное
недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен
раздел «Развитие слухового восприятия».
Работа над разделом
«Восприятие пространства» имеет
принципиальное значение для организации учебного процесса в целом.
Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на
всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка,
математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда
остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной
территории,
близлежащих
улицах.
Пространственные
нарушения
оцениваются многими исследователями как один из наиболее
распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при
интеллектуальных нарушениях Важное место занимает обучение детей
ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на
поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с
интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического
развития.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей
временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни
недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с
интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную
реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно,
нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например,
пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не
на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот
или иной временной интервал.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе
предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий
решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из
нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому
развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование
представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или
9
упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка
в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с
развитием общих способностей предполагается исправление присущих
обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья
недостатков психофизического развития и формирование у них относительно
сложных видов психофизической деятельности.
№
п/
п
6. Тематическое планирование
Название темы
Кол-во
часов
Название раздела
1
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие согласованности движений на разные группы мышц
2
(по инструкции педагога);
Обучение целенаправленным
3
трехзвенной инструкции педагога;
Совершенствование точности мелких
4
5
6
действиям
по
двух-
6 часов
1
и
1
рук
1
(завязывание, развязывание, шнуровка и т.д.);
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в
разных направлениях;
1
движений
Графический диктанты;
Вырезание ножницами из бумаги по контуру графических
изображений;
1
1
Тактильно-двигательное восприятие
Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств
и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие);
3 часа
1
8
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая,
колючая, пушистая). Дидактическая игра (Что бывает
….(пушистое)»;
1
9
Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание,
вдавливание). Лепка «Овощи»;
1
7
Кинестетическое и кинетическое развитие
10 Формирование ощущения от статистических и динамических
поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация
собственных ощущений.
10
2 часа
1
11 Выразительность движений (имитация повадок животных,
инсценирование школьных событий)
1
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование
предметов
12 Сравнение и обозначение словом формы предметов (3— 4
предмета)
7 часов
разных
форм
13 Комбинирование
конструктора по инструкции.
из
геометрического
1
1
14 Сравнение и обозначение словом величины разных
предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий
и короткий и т. д.).
1
15 Конструирование предметов из геометрических фигур (2- 4
детали). Составление целого из частей (3-4 детали) на
разрезном наглядном материале.
1
16 Группировка предметов по самостоятельно выделенному
признаку.
1
17 Различение цветов и оттенков (подбор оттенков к основным
цветам)
1
18 Объемные геометрические фигуры (шар, куб), (группировка
предметов по форме (объемные и плоскостные)).
1
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование
предметов
19 Совершенствование зрительно-двигательной координации
рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу.
4 часа
1
20 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
материале (сравнение двух картинок).
1
21 Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что
изменилось?»
1
22 Упражнения для профилактики и коррекции зрения
Восприятие особых свойств предметов
23 Развитие дифференцированных осязательных ощущений
1
4 часа
1
(сухое – влажное – мокрое т .д.), их словесное обозначение.
24 Температура. Градусники для измерения температуры тела,
воды, воздуха.
1
25 Упражнения в измерении веса продуктов на весах.
1
11
26 Развитие диффиринцированных ощущений чувства тяжести
(тяжелее - легче).
1
Развитие слухового восприятия
27 Определение направления звука в пространстве (справа —
слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся,
откуда звук»
3 часа
1
28 Развитие чувства ритма. Игровые упражнения.
29 Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы —
барабанщики».
1
1
Восприятие пространства
30 Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице),
вербализация пространственных отношений с
использованием
предлогов.
2 часа
1
31 Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном
полях листа.
1
Восприятие времени
32 Дидактическая игра «Береги минутку».
33 Работа с календарем и моделью календарного года.
34 Закрепление пройденного материала.
3 часа
1
1
1
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Для проведения коррекционной работы требуется специально
организованная предметно-пространственная среда:
1.
Функционально ориентированные игрушки и пособия для
развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с
комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные
геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной
длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
2.
Игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный
инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи,
кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
12
3.
Оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной
деятельностью (магнитофон, набор аудио-записей для релаксации, звучащие
музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
4.
Разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы,
сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и
др.).
13