Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального
образования Свердловской области
МОУО - Управление образованием Тавдинского городского округа
МКОУ СО школа с. Кошуки

Приложение № к АООП
утв. приказом директора
МКОУ СО школы с. Кошуки
от 01.09. 2023 г. № 149

Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Логопедические занятия»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

\

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат:
00 fa6fb6172ff3e37885f9870a31fcab6b
Владелец: Кузьмина Мария Васильевна
Действителен с: по: 25.07.24

с. Кошуки, 2023

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Курс является обязательным для реализации и относится к коррекционноразвивающей области. Инновационные для содержания образования обучающихся с
умственной отсталостью курсы коррекционно-развивающей области разрабатывалисьс
опорой на имеющиеся диагностические материалы, адаптированные программы и
методические разработки. В области логопедии таковыми являются работы Г.В.
Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.А. Ишимовой, О.И. Азовой и другими
авторами, на их методические позиции и конкретные рекомендации к обучению
школьниковс УО.
Содержание программы базируется на принципах дифференцированного и
деятельностного подхода. Деятельностный подход в образовании строится на признании
того, что развитие личности обучающихся с УО определяется характером
организациидоступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития предполагается
на
основе
формирования
универсальных
учебных
действий.
Выделяются
соответствующие учебным предметам критерии оценки проявлений сформированности
коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, а
также конкретизированы личностные результаты образования, что в полной мере
соотносится с формированием сферы жизненной компетенции.
Сущность дифференцированного подхода в наибольшей мере отражается в
вариативности логопедических занятий. Она заключается в выборе форм работы с
ребенком в зависимости от степени выраженности логопедических проблем и уровня
сформированности познавательной деятельности и системы произвольной регуляции
2. Общая характеристика коррекционного курса.
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психологомедико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в
условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП,
преодоление и (или) ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и
физическом развитии.
Коррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых и
индивидуальных занятий с использованием технологии личностноориентированного
развивающего обучения. Организационный период, предшествующий началу
систематических логопедических занятий рассчитан на две недели сентября в начале
учебного года. На основании чего комплектуются группы с учётом вида речевой
патологии из учеников одного класса.
Наполняемость групп для логопедических занятий 4 – 6 обучающихся, подгруппы из
2 – 3 человек. Основной формой являются групповые занятия, но предусматриваются и
индивидуальные занятия.
Продолжительность подгрупповых занятий - 20-25 минут, групповых - 40 минут.
Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.
Количество часов, указанных в программе на каждую тему примерное и зависит от
степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей
2

обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта,
регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала детьми.
3. Цели и задачи изучения коррекционного курса.
Цель логопедических занятийпредупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и
дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых
правил, по предмету «Русский язык».
Основными задачами логопедической работы является:
− повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических,
орфографических) ошибок;
− закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в
речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем
окружении;
− вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного,
разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и
коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
4. Место коррекционного курса в учебном плане.
«Логопедические занятия» относятся к коррекционно-развивающей области
«Коррекционные занятия» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа коррекционных курсов
«Логопедические занятия» в 5-9 классах рассчитана на 102 часа (34 учебные недели) и
составляет 3 часа в неделю в форме индивидуальных занятий.
5. Основные содержательные линии программы коррекционного курса.
Формирование и развитие различных видов устной речи на основе обогащения
знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение
значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи
6. Содержание коррекционного курса (по классам).
5 класс

Раздел
Предварительныйэтап.Логопедическоеобследование

Количество
часов
8

Повторениеизученногово2-4классах

28

Коррекционнаяработаналексическомуровне,
восполнениелексическихсредствязыка.

46

Устранениедисграфииидислексии

20

Итого

102
3

6 класс
Раздел
Предварительныйэтап.Логопедическоеобследование

Количество
часов
8

Повторениеизученногово2-5классах

17

Овладениенавыкомподборамногозначныхслов

4

Понятиеопредлогахиспособыихиспользования,
дифференциацияпредлоговиприставок

50

Коррекционнаяработаналексическомуровне.
Восполнениелексическихсредствязыка

23

Итого

102

7 класс
Раздел
Предварительныйэтап.Логопедическоеобследование

Количест
вочасов
8

Повторениеизученногово2-6классах

8

Развитиеслоговогоанализаисинтеза

17

Углублённаякоррекционнаяработана
лексическомуровне

69

Итого

102

8 класс
Раздел
Предварительныйэтап.Логопедическоеобследование
Повторениеизученногово5-7классах

Количест
вочасов
6
6

Речь.Предложение.Слово.

22

Звукиибуквы.

12

Составслова.

32

Частиречи.

24

Итого

68

9 класс
Раздел
Предварительныйэтап.Логопедическое
Обследование
Повторениеизученногово5-8классах

Количеств
очасов
6
6
4

Речь.Предложение.Слово.

16

Звукиибуквы.

4

Составслова.

18

Частиречи.

18

Итого

68
Тематическое планирование
5 класс
Тема

Обследованиеустнойиписьмен
нойречиобучающихся
(входная,итоговаядиагностика).

Кол-во
Основныевидыучебнойдеятельности
часов
Предварительныйэтап
8

Повторениеизученногово2-4классах
Сравнениепарныхсогласных.Выполнениезаданийнаиндивид
2
уальныхкарточках.
Развитиеязыковогоанализаи
Повторениеанализапредложений.Развитиеслогового
2
синтеза
анализаисинтеза;фонематическогоанализаисинтеза.
Развитиевосприятияпредметовпо
Узнаваниепредметовпоконтуру.Выполнениезаданийна
2
контуру.
индивидуальныхкарточках.
Формированиефонематического
Уточнение артикуляции звуков с опорой на
2
восприятия
зрительные,слуховые,тактильныевосприятия.Выделениезвук
анафоне
слога.
Развитиефонематическогослуха
Развитиеуменияопределятьналичиезвукавслове.Выполнение
2
упражненийнаразвитиефонематического
слуха.
Устранениеоптическойдислексиии
Названиепредметовпоконтуру,называниенедорисованных
3
предметов.Подборкартиноккопределённомуцветовомуфону
дисграфии
Дифференциацияфонем.

Узнаваниепредметоввусловияхз
ашумления.

2

Развитиефонематического
восприятия

2

Узнаваниепредметовпокарточке,сзаштрихованнымизображе
нием.Выполнениезаданийнаиндивидуальных
карточках.
Выполнение упражнений на развитие слухового
восприятияивнимания.Использованиеигрнавнимание,дидак
тические
пособия.
Названиеслов,произнесённыхпозвукамспаузоймежду
ними.Составлениесловснедостающимислогами.
Составлениесловизслогов,данныхвбеспорядке.

Устранениесемантической
3
дислексии
Составлениесловизданных
2
слогов.
Чтение.Повторениепройденного
Чтениесказокпоролям:«Дюймовочка»,«Котвсапогах».
3
материала
Разыгрываниесказкиспомощьюнастольноготеатра.
Письмо.Повторениепройденного
Закреплениепройденногоматериала.Выполнение
3
материала
упражнений.Проверочныйсрез.
Коррекционнаяработаналексическомуровне,восполнениелексическихсредствязыка.
Слова, отв. на вопрос кто?
Формирование понятия имени
2
что?,обозначающиепредмет.Пон
существительного.Знакомствосвопросами.Изучениеп
ятиеименисуществительного
равила.Работапо
таблице.Работаспредложениямиразличнойс
интаксической конструкции.
Образованиесловприпомощис
Формированиепонятиясуффикс.Обучениеправильномуобраз
2
уффиксовиадекватногоих
ованиюсловприпомощисуффикса.Выполнение
употребления
упражнений.

5

Слова,отв.навопроскакой?О
бозначающие
признакипредметов.Понятие
имени
прилагательного
Образованиесловприпомощис
уффиксовиадекватногоих
употребления
Чтение

2

Формированиепонятияимениприлагательного.Знакомствос
вопросами.Изучениеправила.Работапотаблице.
Распространениепредложений.

Закреплениепонятиясуффикс.Обучениеправильномуобразов
аниюсловприпомощисуффикса.Выполнение
упражнений.
ЧтениерассказовдлядетейН.Носова,К.Паустовского.
2
Подготовкапересказа.Совершенствованиенавыков
связного высказывания.
Письмо
Выполнениеупражненийпоиндивидуальнымкарточкам.
2
Слова,отв.навопросычтоделать?Чт
Формированиепонятияглагол.Знакомствосвопросами.Изучен
2
о сделать?,
ие правила. Работа по таблице.
обозначающиедействиепредмета
Составлениепредложений.Главныеивторостепенныечлены
предложения.
Дифференциацияглаголов
Развитиеуменияразличатьглаголыпротивоположныепо
2
противоположныхпозначению
значению.Выполнениеупражненийпоиндивидуальнымкарто
чкам.
Образованиесловприпомощи
Формированиепонятияприставка.Обучениеобразованию
2
приставкиВ
словприпомощиприставки,записьвтетради.
Образованиесловприпомощи
Закреплениепонятияприставка.Обучениеобразованию
2
приставкиВЫ
словприпомощиприставки,записьвтетради.
Образованиесловприпомощи
Обобщениепонятияприставка.Обучениеобразованиюслов
2
приставкиНА
припомощиприставки,записьвтетради.
Образованиесловприпомощи
Обучениеобразованиюсловприпомощиприставки,запись
2
приставкиНАД
втетради.Выполнениезаданийпокарточкам.
Образованиесловприпомощи
Обучениеобразованиюсловприпомощиприставки,запись
2
приставкиПОД
втетради.Выполнениезаданийпокарточкам.
Образованиесловприпомощи
Обучениеобразованиюсловприпомощиприставки,запись
2
приставкиЗА
втетради.Выполнениезаданийпокарточкам.
Образованиесловприпомощи
Обучениеобразованиюсловприпомощиприставки,запись
2
приставкиПРИ
втетради.Выполнениезаданийпокарточкам.
Образованиесловприпомощи
Обучениеобразованиюсловприпомощиприставки,запись
2
приставкиПЕРЕ
втетради.Выполнениезаданийпокарточкам.
Образованиесловприпомощи
Обучениеобразованиюсловприпомощиприставки,запись
2
приставкиУ
втетради.Выполнениезаданийпокарточкам.
Образованиесловприпомощи
Обучениеобразованиюсловприпомощиприставки,запись
2
приставкиПО
втетради.Выполнениезаданийпокарточкам.
Образованиесловприпомощи
Обучениеобразованиюсловприпомощиприставки,запись
2
приставкиДО
втетради.Выполнениезаданийпокарточкам.
Образованиесловприпомощи
Обучениеобразованиюсловприпомощиприставки,запись
2
приставкиОТ
втетради.Выполнениезаданийпокарточкам.
Понятиеродственныхслов.Корень
Формированиепонятийкорень,родственныеслова.
2
слов
Изучениеправила.Работапотаблице.
Образованиеродственныхслов.
Закреплениепонятийкорень,родственныеслова.
2
Повторениеправила.Обучениеобразованиюродственныхс
лов.
Морфемныйанализисинтезслов
Обучениевыполнениюморфемногоанализаисинтеза слов
1
различнойструктуры.
различнойструктуры.Выполнениезаданийпокарточкам.
Обобщающеезанятие
Написаниедиктанта.Выполнениеписьменныхзаданий.
1
Выполнениеработынадошибками.
Устранение дисграфии и дислексии
Дифференциация гласных
Закрепление артикуляции звуков. Сравнение
3
первогоивторогоряда
гласныхпервогоивторогоряда.Изучениеправила.Практи
ческое
закреплениеправила.
ДифференциациягласныхА-Яв
Закреплениеправильнойартикуляциизвуков.
3
слогах,словах,предложениях
Дифференциациязвуков.Изучениеправила.Практическоезакр
еплениеправилавслогах,словах,предложениях.
Составлениесхемслов,предложенийсвыделениемг
ласных.
ДифференциацияОЗакреплениеправильной артикуляции
3

2

6

Ёвслогах,словах,предложениях
.
ДифференциацияУ-Ювслогах,
словах,предложениях.

3

Обозначениемягкостисогласныхс
помощью«ь»в концеисередине
слова

4

Разделительныймягкийзнакпередг
ласнымие,ё, ю, я,и.

4

Итого

звуков.Дифференциациязвуков.Изучениеправила.Практичес
коезакреплениеправилавслогах,словах,предложениях.
Составлениесхемслов,предложенийсвыделениемг
ласных.
Закреплениеправильнойартикуляциизвуков.
Дифференциациязвуков.Изучениеправила.Практическоезакр
еплениеправилавслогах,словах,предложениях.
Составлениесхемслов,предложенийсвыделениемг
ласных.Итоговыйсрез.
Изучениеправила.Практическоезакреплениеправилав,
словах,предложениях.Выполнениезаданийнаиндивидуальны
х карточках. Составление схем слов,
предложений с выделением «ь». Проверочный диктант
Изучениеправила.Практическоезакреплениеправилавс
ловах, предложениях. Выполнение заданий
наиндивидуальныхкарточках. Составлениесхемслов,
предложенийсвыделением«ь».Проверочныйдиктант.

102

6 класс
Тема

Обследованиеустнойиписьмен
нойречиобучающихся
(входная,итоговаядиагностика).

Основныевидыучебнойдеятельности
Колвочас
ов
Предварительныйэтап
8

Повторениеизученногово2-5классах
Повторение алфавита, гласных и согласных
2
звуков.Выполнениеупражненийнаразвитиеязыковогоанализа
и
синтеза.
Устранениедисграфииидислексии
Дифференциация гласных первого и второго
5
ряда.Закрепление артикуляции звуков. Сравнение
гласныхпервогоивторогоряда.Повторениеправила.Практиче
скоезакрепление правила.Правописаниемягкогознака(все
случаи).
Слово.Образованиесловпри
Формированиепонятияслова,приставки.Повторение
2
помощиприставок
правила.Выполнениезаданийвтетради.
Образованиесловприпомощи
Формированиепонятиясуффикс.Повторениеправила.
2
суффиксов
Выполнениезаданийвтетради.
Кореньслова.Родственныеслова
Формированиепонятиякорень,родственныеслова.
2
Повторениеправила.Выполнениезаданийвтетради.
Чтение
Чтениерусскихнародныхсказок:«БабаЯга»,«Морозко».
2
Составлениерассказапокартине.Подготовкапересказа.
Письмо
Повторениеправиливыполнениеупражненийпо
2
пройденнымтемам.Проверочныйдиктант
Овладениенавыкомподборамногозначныхслов
Антонимы,способыих
Изучениепонятияантонимыиспособаихупотребления.
2
употребления
Выполнениеподбораантонимовкданнымсловам.
Синонимы,
Знакомствоспонятиемсинонимыиспособомих
2
способыихупотребления
употребления.Выполнение подбора синонимовксловам.
Понятиеопредлогахиспособыихиспользования,дифференциацияп
редлоговиприставок
ПредлогВ
2
Изучениепонятияпредлог.Составлениесловосочетанийи
предложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
ПредлогНА
Закреплениепонятияпредлог.Составлениесловосочетаний
2
ипредложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
ПредлогПОД
Повторениепонятияпредлог.Составлениесловосочетаний
2
ипредложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
Развитие языкового анализа
исинтеза

7

Чтение

2

Письмо

2

ПредлогИЗ-ПОД

2

ПредлогС

2

ПредлогИЗ

2

ПредлогЗА

2

ПредлогИЗ-ЗА

2

ПредлогПЕРЕД

2

ПредлогМЕЖДУ

2

ПредлогВОЗЛЕ

2

ПредлогОКОЛО

2

ПредлогК

2

ПредлогОТ

2

ПредлогПО

2

Обобщающеезанятие

2

Предлогиприставка

2

Дифференциацияпредлогови
приставок

2

ПравописаниеразделительногоЪ
послеприставок.

3

Итоговоезанятие

1

Чтение

Письмо

Понятиесловосочетаний
Понятиепредложения
Согласованиесловвчисле

ЧтениеавторскихсказокШ.Пьеро,В.Гауфа.Подготовка
пересказа.
Закреплениепройденногоматериала.Выполнение
письменныхзаданий.
Повторениепонятияпредлог.Составлениесловосочетаний
ипредложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
Повторениепонятияпредлог.Составлениесловосочетаний
ипредложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
Повторениепонятияпредлог.Составлениесловосочетаний
ипредложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
Повторениепонятияпредлог.Составлениесловосочетаний
ипредложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
Повторениепонятияпредлог.Составлениесловосочетаний
ипредложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
Повторениепонятияпредлог.Составлениесловосочетаний
ипредложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
Повторениепонятияпредлог.Составлениесловосочетаний
ипредложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
Повторениепонятияпредлог.Составлениесловосочетаний
ипредложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
Повторениепонятияпредлог.Составлениесловосочетаний
ипредложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
Повторениепонятияпредлог.Составлениесловосочетаний
ипредложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
Повторениепонятияпредлог.Составлениесловосочетаний
ипредложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
Повторениепонятияпредлог.Составлениесловосочетаний
ипредложенийсданнымпредлогом,записьвтетради.
Обобщениепройденногоматериала.Работапокарточкам.
Свободныйдиктант
Формированиепонятияприставка.Повторениепонятия
предлог.Тренировочныеупражнениянавыделениеприставки,
предлога
Чтениеивыделениепредлогов.Повторениепонятия
предлог, отличие предлога от приставки.
Тренировочныеупражнениянаразличениепредлогаиприставк
и.Работасословом (определение «предлог-приставка»).
Работа
сословосочетанием.Составлениепредложениясоднимиз
словосочетаний.
Изучениеправила.Практическоезакреплениеправилав
словах,предложениях.Выполнениезаданийна
индивидуальныхкарточках.Составлениесхемслов,п
редложенийсвыделением«ъ».
Проверочныйдиктант.Выполнениеработынадошибками.

Чтениехудожественнойкниги.ЗнакомствосрассказамиН.
Носова. Подготовка краткого
пересказа.Совершенствованиенавыковсвязноговысказ
ывания.
Повторениепройденногоматериала.Выполнение
3
упражненийназаданнуютему.
Коррекционная работа на лексическом уровне.
Восполнение лексических средств языка
Формированиепонятиясловосочетание.Изучениеправила.
2
Составлениесловосочетанийпосюжетнойкартинке,в
ыполнениеупражнений.
Формированиепонятияпредложение.Изучениеправила.
2
Составлениепредложенийизданныхслов,выполнениеупражн
ений.
Знакомствоспонятиемед.ч,мн.ч.,выполнениеупражнений
1
насогласованиесловвчисле.

3

8

Согласованиесловвроде

1

Словосочетания,образованныепо
способууправленияР.п.
Словосочетания,образованныепо
способууправленияД.п.
Словосочетания,образованныепо
способууправленияВ.п.
Словосочетания,образованныепо
способууправленияТ.п.
Словосочетания,образованныепо
способууправленияП.п.
Закреплениепадежныхформ

1

1

Знакомствоспонятиемм.р.,ср.р.,ж.р.выполнение
упражненийнасогласованиесловвроде.
ИзучениевопросовР.п.Обучениеправильному
определениюпадежа.Выполнениеупражнений.
ИзучениевопросовД.п.Обучениеправильному
определениюпадежа.Выполнениеупражнений.
ИзучениевопросовВ.п.Обучениеправильному
определениюпадежа.Выполнениеупражнений.
ИзучениевопросовТ.п.Обучениеправильному
определениюпадежа.Выполнениеупражнений.
ИзучениевопросовП.п.Обучениеправильному
определениюпадежа.Выполнениеупражнений.
Повторениевопросовпадежей,выполнениеупражнений.

Совершенствование
связнойречи
Итоговоезанятие

3

Составлениерассказапосюжетнойкартинке.

1

Написаниедиктанта.Выполнениеработынадошибками.

Чтение

3

Письмо

3

Фронтальноеииндивидуальное
обследование

1

Чтениехудожественнойкниги.ЗнакомствосрассказамиВ.Биан
ки. Подготовкакраткогопересказа.
Повторение пройденного материала.
Грамматическоеоформлениепредложений.Выполнени
еупражненийна
заданнуютему.
Оценкарезультативностикоррекционнойработы.
Проведениеитоговыхсрезовыхпроверочныхработ.Оценкадин
амики работы с учащимися. Количественный
икачественныйанализошибок.Подведениеработызагод.

Итого

102

1
1
1
1

7 класс
Тема
Обследованиеустнойиписьменн
ой речи
обучающихся(входная,итоговая
диагностика)
Оформлениедокументации
Предлоги
Предложение

Слоги

Кол-во
Основныевидыучебнойдеятельности
часов
Предварительныйэтап
8

Повторениеизученногово2-6классах
Повторениепонятияпредлог.Составлениепредложенийсп
4
редлогами.Употреблениепредлоговв предложении.
Работапокарточкам.
Повторениепонятийтекст,предложение.Повторениеглавн
4
ых ивторостепенныхчленов предложения.
Повторение правил написания предлогов и
союзов,составлениеграфическойсхемыпредложения.Составл
ениеграфическихсхем.
Выполнениеделениятекста
напредложения.Работасдеформированным текстом.
Развитиеслоговогоанализаисинтеза
Повторениепонятийслоги,звуки.Выделениегласного
2
звукаизслога,изслова.Ударение.Ударные ибезударныеслоги.

Безударныегласныевкорне
Согласныезвуки.

3
3

Гласныеисогласныевприставках

3

Повторениеправила.Выполнениеупражнений.
Повторениепонятийалфавит,буквы,звукисогласныеи
гласные.Выполнениеупражнений.
Повторениеправила.Закреплениенаписанияприставок.
Разделительный«ъ»послеприставок.

9

Приставкаипредлог

2

Повторениеопределения.Выполнениеупражненийпоиндивид
уальным карточкам.
Чтение
ЧтениерассказовВ.Бианки,Н.Сладкова.
2
Работанадправильным,осознанным,выразительнымч
тением.Подготовкапересказа.
Письмо
Закреплениепройденногоматериала.Выполнениетеста.
2
Углублённаякоррекционнаяработаналексическомуровне
Слова,обозначающиепредметы.
Уточнениеиобогащениезнанийопредмете.Обучениедетей
3
Имясуществительное.
правильнозадаватьвопросы«кто?», «что?».
Повторениеправила.Определениерода.
Неодушевлённыеиодушевлённые
Обобщение знаний о неодушевлённых и
3
предметы
одушевлённыхпредметах.Выполнениезаданийнапримен
ениеправила.
Изменениепочислам.
Собственныеинарицательныеи
Повторениеправил.Закреплениеуменияприводитьпр
2
менасуществительные
имеры. Составление предложений.
Выполнениезаданийпокарточкам.
Изменениеимёнсуществительных
Знакомство с падежами по таблице. Повторение
3
по падежам
вопросовпадежей.Правописаниепадежныхокончаний.Выпол
нение
упражнений
Слова, обозначающие
Формированиепонятияимяприлагательное.Изучениеправила.
2
признакпредметов.Имяприлагат
Уточнениеиобогащениезнанийопризнаках
предметов.
ельное
Изменениеимёнприлагательных
Изучениеизмененияимёнприлагательныхпородам.
2
породам
Изучениеправила.Выполнениеупражнений.
Изменениеимёнприлагательныхп
Изучение изменения имён прилагательных по
3
о числам
числам.Изучениеправила.Выполнениеупражнений.Согласов
ание
прилагательныхссуществительнымивродеичисле.
Письмо
Закреплениепройденногоматериала.Выполнение
3
письменныхзаданий.Закреплениеправилиопределений.
Чтение
Чтениехудожественнойкниги.ЗнакомствосрассказамиН.
3
Носова. Работа над смысловой и
интонационнойзаконченностьюпредложения.Подг
отовкакраткогопересказа.
Падежныеокончанияимен
Повторениеправила.Выполнениеписьменныхзаданий.
3
прилагательных
Склонениеимёнприлагательныхв
Знакомствососклонениемимёнприлагательныхвед.
3
ед.числе
числе.Изучениеправила.Выполнениезаданийпок
арточкам.
Склонениеименприлагательных
Знакомствососклонениемимёнприлагательныхвомн.
3
вомн.числе
Числе.Изучениеправила.Выполнениеупражнений.
Итоговоезанятиепотемам«Имясу
Выполнениеписьменныхзаданийпопройденнымтемам.Дикта
1
ществительное», «Имя
нт.Работанадошибками.
прилагательное»
Слова,обозначающиедействиеп
Уточнение и обогащение знаний о действии
3
редмета.Глагол.
предмета.Обучениедетейправильнозадаватьвопросы.Изучен
ие
правила.Формированиепонятияглагол.
Изменениеглаголаповременам.
Изучениеизмененияглаголаповременам.Изучение
3
правила.Выполнениеупражнений,работапокарточкам.
Изменениеглаголапрошедшего
Изучениеизмененияглаголапрошедшеговременипородам
3
временипородамичислам.
ичислам.Изучениеправила.Выполнениеупражнений.
Письмо
Закреплениепройденногоматериала.Выполнение
3
письменныхзаданий.
Чтение
Чтениехудожественнойкниги.ЗнакомствосбаснямиИ.
3
Крылова.Заучиваниебасни.
Несглаголами.
Изучениеправила.Выполнениеупражнений,работапо
3
карточкам.Составлениепредложенийизслов,данныхвна
чальнойформе.
Изменениеглаголаполицам.
Изучениеизмененияглаголаполицам.Изучениеправила.
3
Выполнениеупражненийпоучебнику.

10

Итоговоезанятие

1

Предложение

3

Однородныечленыпредложения

4

Сложноепредложение

3

Обращение

3

Итоговоезанятие

1

Итого

102

Повторениеправил.Контрольныйдиктант.Работанад
ошибками.
Обобщениепройденногоматериала.Выполнение
упражненийвтетради,составлениеграфическихсхем.
Формированиепонятияоднородныечленыпредложения.
Изучениеправила.Выполнениеупражненийпокарточкам.
Закреплениепонятияпростыеисложныепредложения.
Изучениеправила.Выполнениеупражнений.
Формированиепонятияобращение.Изучениеправила.
Выполнениеписьменныхзаданий.
Повторениеправил.Проверочныйдиктант.Работанад
ошибками.

8 класс
Тем
а
Обследованиеустнойиписьменной
речиобучающихся(входная,
итоговаядиагностика).

Кол-во
часов
6

Основныевидыучебнойдеятельности

Повторениеизученногово2-7классах
Предлоги
Предложение

Повторениепонятияпредлог.Составлениепредложенийс
предлогами.Употреблениепредлоговвпредложении.Работа по
карточкам.
Повторениепонятийтекст,предложение.Повторениеглавных
3
ивторостепенныхчленов предложения.
Повторение правил написания предлогов и
союзов,составлениеграфическойсхемыпредложения.Составл
ениеграфическихсхем.
Выполнениеделениятекста
напредложения.Работасдеформированным текстом.
Речь. Предложение. Слово.

3

Вводноезанятие.Правиларечи.

2

Речь.Предложениеиегопризнаки.

2

Дифференциацияпонятий
"предложение"-"слово"
Связьсловвпредложении.

2

Восстановление"рассыпанных"
предложений.
Видыпредложенийпоцели
высказывания.
Главныечленыпредложения.

2

Второстепенныечлены
предложения.
Однородныечленыпредложения.

2

Знакипрепинанияприоднородных
членахпредложения.
Членениесплошноготекстана
предложения.

2

2

Определение последовательности слов в предложении.
Составление предложений из слов.

Нахождение подлежащего и сказуемого в предложении.
Нахождение второстепенных членов предложения.

2
2

2

Нахождение однородных членов предложения. Знаки
препинания при однородных членах.
Составление схем предложений.

2
Звуки и буквы.

Алфавит.

3

Фонематическийанализисинтезсловсосложнойструктурой

11

Мягкий знак и
разделительныймягкий знак.
Сопоставлениемягкогознакаир
азделительного
мягкогознакавсловах.
Употреблениепредлоговв
предложении.
Правописаниезвонкихиглухих
согласных.

3

Соотнесение количества звуков и букв в
слове.Закреплениеправилправописанияразделительно
гоь.

3

Практическоеовладениеправиломправописаниязвонкихиглух
ихсогласных.

3

Составслова.
Составслова. Корень.
Однокоренныеслова.
Правописаниебезударныхгласных
вкорне.

3

Образованиесловимеющих
несколькокорней.

3

Окончание.Рольокончанияв
предложении.

3

Приставка.Словообразовательная
рольприставок.Упражненияв
словообразовании.

3

Суффикс.Словообразовательная
рольсуффиксов.Упражненияв
словообразовании.

2

Приставкаипредлог.Овладение
способамиразличияприставоки
предлогов.
Разделительныйъзнакпосле
приставок.
Сопоставлениеразделительного
мягкогознакаиразделительного
твёрдого знака.
Правописаниеприставок.

3

Образованиесловприпомощи
разныхчастейслова.

3

3

3
3
3

Выделениеединогокорнявсериислов.Образованиеоднокоренн
ыхслов.
Звучаниеодногоитогожегласногозвукавударнойибезударной
позиции.Проверканаписаниябезударныхгласныхразнымисп
особами(изменениеформыслова,подбор однокоренныхслов)
Образованиесложныхслов.Соединительнаягласная.Лексиче
ское
значение
сложных
слов.
Простейшие
случаинаписаниясложныхсловссоединительнымигласными
о ие
Нахождениеокончаниявсловах.
Графическоеобозначениеокончания.Смысловоезначениеоко
нчания.
Нахождениеприставкивсловах.
Графическое
обозначение
приставки.
Смысловое
значениеприставки.Правописаниеприставок.Словообразова
ниеприставок.Работа с антонимами.
Суффиксыпрофессий,уменьшительноласкательныесуффиксы,суффиксыувеличения,прилагательн
ыхиглаголов.Графическоеобозначениесуффикса.Суффиксал
ьныйспособсловообразования.
Практическое овладение обучающимися
дифференцированным использованием приставок и
предлогов.
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и
окончании. Тренировка в языковом анализе. Уточнение
значения слов. Работа с антонимами, синонимами.
Составление слов из значимых частей; разбор слова по
составу; подбор слов к схемам.

Частиречи
Имясуществительное.Частиречи.
Упражнениевраспознаваниичастей
речивпредложениях, тексте.
Распознаваниечастейречиичленов
предложения.
Имясуществительноекакчасть
речи.Егорольвпредложении.
Именасуществительные
собственныеинарицательные.
Одушевлённыеинеодушевлённые
именасуществительные.
Изменениеимёнсуществительных
почислам.
Родимёнсуществительных.
Родовыеокончанияимён
существительных.

3
3
3

Обогащениесловаряпредметов.
Употребление в речи имен существительных собственных
инарицательных,одушевленныхинеодушевлённых.Ихдифф
еренциация.

3
3
3
3

Изменениеимёнсуществительныхпочислам.

12

Упражнениевопределениирода
имёнсуществительных.
Итого

3

Родимёнсуществительных,умениеразличатьрод.

102

9 класс
Тема

Колвочас
ов
6

Основныевидыучебнойдеятельности

Обследованиеустнойиписьменной
речиобучающихся(входная,
итоговаядиагностика).
Повторениеизученногово2-7классах
Предлоги
Предложение

Повторениепонятияпредлог.Составлениепредложенийспр
едлогами.Употреблениепредлоговв предложении.
Работапокарточкам.
Повторениепонятийтекст,предложение.Повторениеглавных
3
ивторостепенныхчленов предложения.
Повторение правил написания предлогов и
союзов,составлениеграфическойсхемыпредложения.Состав
лениеграфических схем.
Выполнение деления текста на предложения. Работа с
деформированным текстом.
Речь.Предложение.Слово

3

Вводноезанятие.Правиларечи

1

Предложение.Признаки
предложения
Видыпредложенияпоцели
высказывания.Отработк
аинтонации
Главныеивторостепенныечлены
предложения
Распространённыеи
нераспространённыепредложения
Связьсловвпредложении.
Установление связи слов
впредложенииспомощьювопросо
в
Словосочетание.Образование
словосочетаний
Восстановлениедеформированного
текста"Барсук".Пересказ
Членениесплошноготекстана
предложения
Простоепредложениес
однородными членами.
Знакипрепинанияприоднородныхч
ленах
Простоеисложноепредложения

1

Упражнениевразличениипростого
исложногопредложения
Бессоюзноесложноепредложение.
Схемыпредложений
Сложноепредложениессоюзами
и,а,но.

1

1
1

Определение последовательности слов в предложении.
Составление предложений из слов.
Нахождение в предложении подлежащего и сказуемого.
Нахождение в предложении второстепенных членов
предложения
Понятие «словосочетание» Выделение словосочетаний из
предложений. Составлениепредложенийизсловосочетаний.

1
1

1
1
1
1

1

Нахождение в предложении однородных членах
предложения. Простое и сложное предложение. Составление
схем предложений.
Составление простых и сложных предложений.

2
2
Звуки и буквы.

Алфавит

1

Фонематическийанализисинтезсл
овсо сложнойструктурой

13

Мягкийзнакиразделительный
мягкийзнак.Ихсопоставление

1

Употреблениепредлоговв
предложении
Правописаниесловсглухимии
звонкимисогласными

1
1

Соотнесениеколичествазвуковиб
укввслове.
Смыслоразличительная роль
ь.Закреплениеправилправописания
разделительного ь.
Практическоеовладениеправилом
правописаниязвонкихиглухихсог
ласных.
Состав слова

Составслова. Корень.
Однокоренныеслова

2

Правописаниебезударныхгласных
вкорнеслова

2

Упражнениевобразованиислов
имеющихнесколько корней

2

Рольокончаниявпредложении

2

Упражнениевсоставлении
предложенийизсловданныхв
разбивку
Приставка.Словообразовательная
рольприставок.Упражнениев
словообразовании

2

Суффикс.Словообразовательная
рольсуффиксов.Упражнениев
словообразовании

2

Овладениеспособамиразличия
приставокипредлогов
Разделительныйъзнакпосле
приставок.Правописаниеприставок

2

2

2

Выделениеединогокорнявсериисл
ов.
Образованиеоднокоренныхслов.
Звучание одного и того
жегласного звука в ударной
ибезударной позиции.
Проверканаписания безударных
гласныхразнымиспособами(изм
енениеформы слова,
подбороднокоренныхслов)
Способобразованиясложныхслов.Соединительнаягласная.
Лексическое
значение
сложных
слов.
Простейшиеслучаинаписаниясложныхсловссоединительны
мигласнымиоие
Нахождениеокончаниявсловах.
Графическоеобозначениеокончания.Смысловоезначениеоко
нчания.
Нахождениеприставкивсловах.
Графическое
обозначение
приставки.
Смысловое
значениеприставки.Правописаниеприставок.Словообразова
ниеприставок.Работа с антонимами.
Суффиксы
профессий,
уменьшительноласкательныесуффиксы, суффиксы увеличения,
прилагательных
иглаголов.Графическоеобозначениесуффикса.
Суффиксальныйспособсловообразования.
Практическое овладение
обучающимисядифференцированнымиспользованиемприста
вокипредлогов.
Части речи

Имясуществительное.Частиречи.

3

Имясуществительное.Значение
имёнсуществительныхвречи,
предложении
Собственныеинарицательные
именасуществительные
Одушевлённыеинеодушевлённые
именасуществительные
Числоимёнсуществительных.

3

Родименисуществительного.
Дифференциация
существительныхразного рода
Итого

3

3
3
3

Обогащение
словаря.Обогащениесловаряпре
дметов.
Употребление в речи имен существительных собственных
инарицательных,одушевленныхинеодушевлённых.Ихдифф
еренциация.
Изменениеимёнсуществительныхпочислам.
Родимёнсуществительных,умениеразличатьрод.

68

14

7. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

Минимальный уровень:
- различение предложений, разных по интонации;
-нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью
учителя);
-участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для
раскрытия его темы и основной мысли;
-выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
- образование слов с новым значением с опорой на образец;
-использование на письме орфографических правил после предварительного разбора
текста;
-составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
-установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
-письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания после предварительного обсуждения
(отработки) всех компонентов текста;
-правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных
по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
-ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
-участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством учителя текста;
-пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
учителя);
-установление последовательности событий в произведении;
-нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью
учителя;
Достаточный уровень:
-составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; различение
предложений (с помощью учителя) различных по цели
высказывания;
-образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
-нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под
руководством учителя);
-пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
-составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным
словам, на предложенную тему и т. д.;
-установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях
(не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
-выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной
мысли текста;
15

- письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания
ирассуждения после предварительного разбора;
-письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного
коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора
необходимых языковых средств.
-правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных
норм орфоэпии;
-ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
- самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
-формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
-пересказ текста по коллективно составленному плану; нахождение в тексте непонятных
слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету
«Логопедические занятия»
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только
строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося.
На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной, в то же
время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения
обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые
способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного
опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые
работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую
коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая
карта обучающегося, карта результатов мониторинга.
Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало
года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи
обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим
правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности
выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и
правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество
использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного
16

результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с
одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
− высокий – 100 - 80%;
− выше среднего – 79,9 -65%;
− средний – 64,9 - 45%;
− низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль,
отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты
речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития.

Описаниематериально-техническогообеспеченияобразовательнойдеятельности
№
Наименование
Количество
п/п
1
Рабочийстоллогопеда
1
2
Компьютерныйстол
1
3
Учительскийстул
2
4
Стенкадляпособий
1
5
Ученическиепарты
4
6
Ученическиестулья
8
7
Настенноезеркало
1
8
Магнитно-меловаядоска
1
9
Компьютер
1
Печатные пособия:
наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; наборы
сюжетных картинок; детские книги разного типа из круга детского чтения;
Учебно-практическое оборудование:
опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный
материал (карточки с заданиями);
Экранно-звуковые пособия (презентации, игры).
Раздаточный материал:
Разрезная азбука. Касса букв. Наборы букв. Карточки со слогами. Карточки со словами.
Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Слоговые таблицы для чтения.
Схемы предложений. Демонстрационные предлоги. Демонстрационные и раздаточные
карточки с предлогами. Картинки для составления предложений. Карточки с заданиями
для индивидуальной работы. Схемы гласных и согласных звуков. Схемы для составления
предложений. Набор для развития дыхания. Массажные мячики. Зеркала для постановки
звуков. Набор для развития мелкой моторики пальцев. Развивающие игры.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, О.В.
Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2005.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов:
Пособие для логопеда. М.,2001.
17

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: «ВЛАДОС»,
2001.
4. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество
образования: учеб. Пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.
5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М.: «Владос», 1999.
6. Садовникова Н.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у
младших
школьников - М.: «Просвещение» ,1997.
7. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку №1, №2, №3,
№4- М.: «Просвещение» 2002.
8. Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.