ПРИЛОЖЕНИЕ К АООП ООО (УО)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениесредняя
общеобразовательная школа с. Кошуки
Рабочая программа
учебного предмета
«Природоведение»
(ФГОС УО)
адаптированного основного общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(ВАРИАНТ 1)
5 класс
Разработчик: Романюк Наталья Сергеевна,
учитель биологии и географии, высшая кв. категория
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА С. КОШУКИ
Подписанный цифровой
подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА С. КОШУКИ
Эл. адрес: scoolkosuki@mail.ru
Дата: 2022/12/22 14:01:32
+05'00'
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Природоведение» в 5 классе по адаптированной
основной общеобразовательной программе в предметной области «Естествознание» в
соответствии с требованиями ФГОС образования с интеллектуальными нарушениями, у
обучающихся будут сформированы личностные и предметные результаты.
Личностные
результаты
освоения
АООП
образования
включают
индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1)
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2)
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3)
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно-необходимом жизнеобеспечении;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся и
развивающимся мире;
5)
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседненвной
жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие
и
освоения
социальной
роли
социальнозначимых мотивов учебной деятельности;
обучающегося,
проявление
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты АООП «Природоведения» включают освоение
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные
результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при
принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для
всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся
с умственной отсталостью.
Предметные:
Минимальный уровень:
Знать
• основные свойства воды, воздуха, почвы;
• основные формы поверхности Земли;
• название свое страны, столицы и народов, населяющих Россию;
• правила поведения в природе проводить наблюдения за природой;
• определять температуру воздуха, воды;
• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Уметь
• проводить наблюдения за природой;
• определять температуру воздуха, воды;
• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Достаточный уровень:
Знать
• основные свойства воды, воздуха , почвы;
• отличительные признаки
почвы;
основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой
• Отличительные признаки и некоторые свойства жидких, твердых и газообразных тел
на примере воды ,воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при
охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло;
• основные формы поверхности Земли;
• название свое страны, столицы и народов, населяющих Россию;
• название важнейших географических объектов;
• правила поведения в природе;
Уметь
• демонстрировать простейшие опыты;
• обращаться с простым лабораторным оборудованием;
• проводить наблюдения за природой;
• определять температуру воздуха, воды;
• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Содержание учебного предмета
Программа предмета «Природоведение» состоит из четырех разделов: Введение,
Вселенная, Наш дом-Земля, Есть на Земле страна - Россия.
Введение.2ч
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо
изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная 7ч.
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса.
Спутники. Космические корабли. Первый полет
в космос. Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца.
Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля 45ч.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера,
биосфера.
Воздух. 10ч
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха:
прозрачность, бесцветность, объем, упругость.
Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого
свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при
охлаждении. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать
горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение
кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение.
Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа
ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Полезные ископаемые14ч.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы
добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит,
известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость,
хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь.
Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость.
Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти.
Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила
обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет,
блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание
стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение
цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость,
пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия.
Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность.
Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода 14ч.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости:
непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение
при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.).
Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная
и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в
природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и
ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и
кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение
(способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды.
Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Охрана воды.
Поверхность суши. Почва 7ч.
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва — верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина,
песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых
почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и
песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным
свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном
хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Есть на Земле страна — Россия 14ч.
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические
объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря,
Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки
Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России.
Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
Обобщающие уроки
Наш город (посёлок, село, деревня).
Рельеф и водоёмы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие
предприятия. Культурные и
исторические
памятники,
другие
местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.
Тематическое планирование,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Тема урока
Колво
часов
Введение
2
Что такое природоведение?
Предметы и явления неживой и живой природы.
Вселенная
Небесные тела: планеты, звезды.
Солнечная система. Солнце.
Исследования космоса. Спутники. Космические корабли.
Полеты в космос.
Смена дня и ночи.
Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Контрольная работа №1
Наш дом - Земля
ВОЗДУХ
Планета Земля. Оболочка земли.
Значение воздуха для жизни на земле.
Свойства воздуха.
Давление и движение воздуха.
Температура воздуха. Термометр.
Движение воздуха в природе. Ветер.
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.
Состав воздуха. Углекислый газ и азот.
Охрана воздуха
Контрольная работа по теме: Воздух .№2
Полезные ископаемые
Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных
материалов. Гранит. Известняк.
Песок. Глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф.
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
45
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
24
25
26
27
28
Каменный уголь.
Добыча и использование каменного угля.
Нефть.
Добыча и использование нефти.
Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в
быту.
1
1
1
1
1
29
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные
металлы. Сталь. Чугун.
1
30
31
32
33
Цветные металлы.
Благородные (драгоценные) металлы.
Охрана полезных ископаемых.
Контрольная работа по теме: Полезные ископаемые №3
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Три состояния воды. Температура воды и ее измерение.
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение
при замерзании.
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
34
35
36
37
38
39
40
41
Работа воды в природе.
1
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и 1
сельском хозяйстве.
42
43
44
45
46
47
Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе.
Воды суши: ручьи, реки.
Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища.
Моря и океаны.
Охрана воды. Интеллектуальная игра по теме «Вода».
Контрольная работа по теме: Вода.№4
Поверхность суши. Почва
Формы поверхности суши: Равнины, холмы, овраги.
Горы.
Почва - верхний слой земли. Состав почвы.
Разнообразие почв.
Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы.
Охрана почвы.
Контрольная работа по теме: Почва.№5
Есть на Земле страна Россия
Место России на земном шаре. Знакомство с картой.
Моря и океаны, омывающие берега России.
Равнины и горы на территории нашей страны.
Реки и озера России.
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Москва- столица России.
Санкт-Петербург.
Города золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.
Нижний Новгород, Казань, Волгоград.
Новосибирск, Владивосток.
Население нашей страны.
Город Кострома. Важнейшие географические объекты региона.
Виртуальная экскурсия по городу Кострома
Контрольная работа по теме: Есть на Земле страна Россия. № 6
Повторение по курсу: «Неживая природа»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1